Просмотры 18

(К юбилею И. А. Гобозова)

Мыслитель и гражданин

Исполнилось 80 лет Гобозову Ивану Аршаковичу, доктору философских наук, заслуженному профессору МГУ, главному редактору журнала «Философия и общество», действительному члену Международной академии информатизации и академику РАЕН.

         Родился Иван Аршакович 10 ноября 1938 г., в селе Елтура Юго-Осетинской автономной области. Способный мальчик отличался усердием в учёбе, уже в школьные годы обнаружилось его неуёмное стремление к вершинам человеческого мышления и познания, и по окончании Белотской восьмилетней грузинской школы с отличием он без экзаменов был принят в Сталинирское педагогическое училище. Его он тоже закончил с отличием в 1958 году. Именно в училище он сделал свой единственный выбор на всю жизнь — стать философом.

Однако вначале была служба в армии, где Иван Аршакович списался с философским факультетом МГУ и стал готовиться к поступлению. Ему предоставили отпуск для сдачи вступительных экзаменов, и в 1962 году он успешно их сдал, после чего от службы его освободили, и он стал студентом. Учился он и в МГУ на отлично, получал Ленинскую стипендию, был заместителем председателя научно-студенческого общества (НСО), публиковался в журнале «Вестник МГУ. Серия «Философия»». Его дипломная работа на Всесоюзном конкурсе студенческих работ получила высокий приз. Диплом с отличие ему вручил лично ректор МГУ И. Г. Петровский.

В 1967 году он окончил философский факультет и, естественно, был принят в аспирантуру, где диссертацию написал за полтора года, на тему «Теория „единого индустриального общества“ и её роль в современной идеологической борьбе». Таким образом, уже в кандидатской диссертации И. А. Гобозов заявил о своём интересе к общественной проблематике. Отсюда ясен и его политический выбор: он находится в авангарде влиятельной организации Российские учёные социалистической ориентации (РУСО, отделения в 76 субъектах России, около 40 групп в городах составляют отдельную структуру в организации).

         Далее была работа на философском факультете МГУ, сначала ассистентом (два года), затем старшим научным сотрудником (восемь лет), и логически непременная защита в 1980 г. докторской диссертации по теме «Критический анализ современной французской буржуазной философии истории».

         Французским языком юбиляр владеет в совершенстве, и с Францией связана значительная часть его биографии и философской деятельности. В 1972 году  Министерство высшего и среднего  специального образования  СССР отправило Гобозова на год в Париж, где свою докторскую диссертацию он писал под руководством Р. Арона, и во Франции окончил Коллеж де Франс в Париже. В кругу его французских коллег — признанные интеллектуалы Ж. Дюмезиль, Ф. Бродель, Л. Альтюссер, Л. Сэв и др. Им переведены на русский язык с французского сборник «Французские марксисты о диалектике» (1982), «Политическая наука» Ж. Денкэна (1993), книги Р. Арона «Мнимый марксизм» (1993), «Введение в философию истории» (1998), «Критическая философия истории» (1998), «Лекции по философии истории» (1998).

         Отсюда ясен исток интереса И. А. Гобозова к философской проблематике истории, которая была разработана лишь в весьма небольшой степени.  Философии истории посвящено его специальное исследование «Смысл и направленность исторического процесса», а также работа, вошедшая в сборник «Избранное» (М., 2016). Иван Аршакович разграничил философию истории и социальную философию, что позволило ему выполнить полноценное исследование и по социальной философии – здесь он выступил в качестве главного редактора учебного пособия (2003) по этой новой для России дисциплине. Остаётся добавить, что его философского внимания не избежала и политика: итог его работы явлен в монографии «Философия политики» (1998), а также и в сборнике «Избранное».

Гобозов И. А. является академиком Российской академии естественных наук (РАЕН). Он подготовил 25 кандидатов и четыре доктора философских наук; написал более тридцати пяти монографий и учебников и более трехсот статей и брошюр.  Его учебники используются во многих вузах России.

Постмодернистская философия во всех её проявлениях подвергается И. А. Гобозовым глубокой и аргументированной критике – столь же строго научной, сколь и полемически беспощадной, и, я бы добавил, философски яростной (в самом деле, кто сказал, что философия обязана быть бесстрастной? – ведь «и прежде, и теперь удивление побуждает людей философствовать…» (Аристотель)). Предтечей и «духовным отцом»  постмодернизма И. А. Гобозов верно указывает Ницше, с его культом тотального отрицания всех предыдущих достижения человеческой мысли.

Кризис философии в современном обществе приобрёл, действительно, опасные для самого понятия разумности размеры; да что там разумности – просто даже для здравого смысла. Ивана Аршаковича, обладающего безошибочно острым философским зрением, зрелище нынешних постмодернистских «игр разума» удручило настолько, что он посчитал своим философским долгом написать специальное исследование под названием-приговором «Куда катится философия», с обличающим подзаголовком «От поиска истины к постмодернистскому трёпу» (2005).

Кратко напомнив историю классической философской мысли, воспитывающей в человеке высшую культуру мышления («величие человека – в его способности мыслить» (Паскаль)), И. А. Гобозов с поистине убийственной логикой рассмотрения подводит читателя к итогу: «Эра постмодерна – это эра пустоты, мещанства и наслаждения» (с. 141), «эра индивидуализма, нарциссизма и неолиберализма» (с. 143). Особое внимание при этом он уделяет постмодернистской политике, ничего общего по существу не имеющей с подлинной демократией, но наоборот, вырождающейся в охлократию: «Народ превратился в электорат, а электорат в толпу» (с. 153), или, в постмодернистском лексиконе, в массу. Происходит растущее оглупление масс через целенаправленно деградируемую систему образования, массе насаждают через СМИ нужные их хозяевам политические стереотипы, массу ублажают шоу и уводят в виртуальный мир, расчеловечивая до полуживотного состояния – состояния, которое один из постмодернистских идеологов Бодрийар назвал «состоянием после оргии», т. е. полная опустошённость, эмоциональное и интеллектуальное выгорание.

Иван Аршакович с горечью пишет о том, что книжные магазины заполнены «философскими трудами», смысл которых не в приращении знания, а в росте продаж: «Постмодернизм – это рынок, а не наука». Проникая в важнейшие сферы общественной жизни, постмодернизм обращает в рынок религию, семью, Родину, и мы воочию видим это и здесь, у нас. И. А. Гобозов констатирует, что в России нет философии, хотя есть философы: «Пока философия катится вниз, и не видно, когда это прекратится» (с. 198), и потому, по мнению автора, постмодернистская философия представляет особую опасность для России – а следовательно, и для Осетии. Ведь мы находимся в орбите российской духовно-интеллектуальной традиции, в ареале российской православной цивилизации.

В самом деле, проявления этой болезни разума, и здравого смысла в целом, наблюдаются невооружённым глазом. Так, элементарный здравый смысл говорит о том, что «Электроцинк» опасен для здоровья живущих рядом с ним людей – но нас убеждают, что ПДК в норме. Осетинский язык успешно развивается, поддерживаемый государством – но нас убеждают в том, что он пропадает. Но для меня, что и говорить, самый яркий пример постмодернистского мышления – это когда всерьёз говорят о том, что Республика с 50-тысячным населением может вести независимую политику. О здравом смысле здесь упоминать уже и не стоит, не так ли?

Поэтому опасения нашего земляка обоснованы и оправданны. Осетинской национальной мысли необходимо совершить громадное усилие для того, чтобы преодолеть угрожающее самому нашему существованию отставание, и без философии успех невозможен. Напомню, что перед началом лихих 90-х годов интеллектуальный потенциал Южной Осетии задавался пятью (!) докторами философских наук, поднявшими планку мышления предельно высоко: С. Ш. Габараев, З. П. Цховребов, О. И. Джиоев, А. И. Козаев, Р. С. Кабисов. Мы по праву можем гордиться этим феноменальным образовательным результатом. Нет с нами больше этих мыслителей, но есть Иван Аршакович Гобозов, стоящий в этом же блестящем ряду осетинских мыслителей.

Остаётся добавить, что Иван Аршакович – патриот своего родного края. Во время грузино-осетинской войны в 1991 году он находился в Цхинвале и оказывал посыльную помощь; одновременно он активно публиковался в центральной прессе (газеты «Советская Россия», «День», «Независимая газета» и др.)

Благодарим Вас, Иван Аршакович, за Ваш неустанный труд, за то, что не забываете свою малую Родину, за интеллектуальную честность и мужество. Многая Вам лета, поздравляем Вас с достойным юбилеем, и желаем новых творческих успехов.

Уастырджи – де мбал!

                                               Коста Дзугаев

 2018, ноябрь

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *