Коста Дзугаев
Просмотры 307

«Какая боль, какая боль…»

Живёшь вот так день за днём, и по извечному человеческому гедонизму (не путать с гæдынизом) стремишься найти вокруг себя хоть какие-то светлые проблески, хоть малюсенькое что-нибудь такое, чтобы болящая твоя душа чуть-чуть порадовалась и встрепенулась, поверила хоть на миг в светлое потребительское будущее…

Но нет, тут тебя футболисты сборной России бьют фейсом об тейбл, возвращая в суровую серость будней, как она есть. Там падла-ковидла вдруг опять голову поднимает, ползуче подбираясь поближе. Здесь Путин с пугающе редкой откровенностью о «непредсказуемой и неуправляемой» аж целой мировой политике, да ещё и «срыве в мировом развитии»… Ну больно же!

Но мир-то, как известно, не без добрых людей – их вокруг немеряно.

И теперь о деле.

2 июня 2021 года в конференц-зале ЮОГУ состоялась презентация книги «Новая концепция войны: Кавказские войны рубежа 20 – 21 веков в батальной прозе русских, чеченских и юго-осетинских авторов». В числе авторов – моя коллега по ЮОГУ, Манана Парастаева. Она, естественно, написала про югоосетинских авторов, а точнее, про одного автора – про Тамерлана Тадтаева.

Меня Манана Магрезовна попросила выступить на презентации. Побоявшись причинить отказом боль уважаемой сослуживице, я согласился и добросовестно подготовил текст – вот он, почитайте, кто хочет: https://as-ir.ru/kosta-dzugaev/kavkazskie-vojny-v-sovremennom-literaturovedenii/. Тадтаева Тамерлана я тоже не обошёл вниманием, да и как иначе? На сайт я своё выступление поставил, изволите ли видеть, 5 июля, и за три дня набежало 60 просмотров, чему я, честно говоря, удивился, но не до боли.

Тут-то явились добрые люди и настойчиво заострили моё внимание на недавнем мероприятии, состоявшемся во Владикавказе, в некоем арт-пространстве «The Лампæ» – там собрался на очередное заседание книжный клуб Алана Цхурбаева (главред любимого мною «Дарьяла»), и посвящено это заседание было писательскому творчеству именно таки Тамерлана: https://sputnik-ossetia.ru/North_Ossetia/20210416/12095330/Glavnaya-tema-prozy-Tamerlana-Tadtaeva—eto-my-s-vami-osetiny-na-voyne.html.

С Тамерланом мы, в общем-то, виделись, но представлены друг другу, насколько я помню, не были. Тем громче громыхнуло гротескное до боли знаковое совпадение: оказывается, своё выступление-рецензию я разместил на сайте «АС-ИР» точь-в-точь в его день рождения! Даю честное философское

слово, что это чистая случайность, но знаю, что никто мне поверит – и это больно, да. Почему вы мне не верите?

Тем более, что тоже по чистой случайности в этот день в Тбилиси доблестные грузины попытались провести гей-парад, но им сделали больно традиционалисты. Пичалька ведь…

Ну, понятно, что арт-пространство, в котором происходило действо, уже самим своим названием символизирует Осетию ту, которой мил англосаксонский Запад. Появление там Тамерлана Тадтаева вполне закономерно, потому что он с самого начала своего писательского творчества вполне вписался в либеральный мейнстрим, его продвигают, вон и в Каннах побывал; а ещё он лауреат литературного конкурса «Русская Премия» в номинации «малая проза», которой награждают авторов, живущих за пределами России и пишущих на русском языке, а партнёр конкурса – Фонд Ельцина, панимаэш?! Поэтому для меня не стало неожиданностью акцентирование антивоенного посыла его писаний о нашей войне, и его примирительная к грузинской стороне в конфликте позиция. Да и маркеры его публичных выступлений в этом смысле вполне однозначны.

Вот, например, горемычный Сталин. Тамерлан о нём безапелляционен: «Он убил столько людей по доносам, что все кто считает его великим стукачи. Вырезал интеллигенцию, чтобы холуи целовали его грузинский зад и преуспел в этом. И какая разница какой национальности был диктатор?? Для осетин же он кроме горя и войны ничего не принёс» (как говорится, орфографию и пунктуацию сохраняю авторскую, и скрины есть, есличо). Каков пафос, да? Это ж по соцопросам выходит, что в России сейчас стукачи – две трети взрослого самодеятельного населения! Кр-руто, Тамерлан…

Он ещё разъясняет про Сталина, обеспокоившись состоянием наших умов («Вы ребята что совсем с ума посходили?»): «Знаете почему грузины отказываются от Джугашвили? Потому что диктаторов в Европе и Америке ненавидят. Быть диктатором подло, горе народу которым правит диктатор потому что тогда ты должен быть либо стукачом либо палачом либо лизать зад палачам и стукачам». Опять про зад, вот же незадача, прям заданность какая-то… Видимо, для автора это сильный образ. Но тут главное всё же не зад, конечно, а указание на Европу и особенно на благословенную Америку, как на политико-моральные ориентиры, не так ли? Надо полагать, бесстрашную и победоносную борьбу с памятником Сталину в Гори Тамерлан тоже горячо одобряет – молодцы они, эти грузины, отказывающиеся от Джугашвили! Ну, со Сталиным здесь всё ясно (если кто всерьёз интересуется, можете почитать — https://as-ir.ru/kosta-dzugaev/stalinskie-rasstrelnye-spiski-i-repressii-1937-1938-gg-v-juzhnoj-osetii/), но фишка в том, что дальше Тамерлан жжёт неподеццки:

«У нас были свои диктаторы: Чибиров, Кокойты, и Лхт, ну их всех вместе с Джугашвили к дьяволу».

Ого!

Тут предъява конкретная, что и говорить. «Лхт» в этом ряду, если кто не понял – Президент Л. Х. Тибилов. Тишайший Тибилов – диктатор? Смешно, да… Однако ж именно им, «диктатором» Тибиловым, была официально заявлена позиция Республики Южная Осетия в отношении налаживания контактов с грузинской стороной: сначала признание нашей Республики, покаяние за геноцид, и выплата компенсаций – а потом будем разговаривать. Не потому ли и он занесён Тамерланом-примирителем в диктаторы?

То есть выходит, что при этих людях мы, несчастные южные осетины, были почти сплошь либо стукачами, либо палачами?! Ну или зад лизали, чего уж там…

Нельзя ли полегче на поворотах, уважаемый писатель?

Вот точно такие же слова я написал в «Фейсбуке» под постом Тамерлана о том, что всё окружение Президента Кокойты вместе с ним позорно сбежало 8 августа 2008 года. Ничего не говоря ни о ком другом, я счёл необходимым высказаться о себе, болящем: будучи в то время госсоветником Президента Кокойты, и тем самым по утверждению Тамерлана трусом, бежавшим с поля боя, тем не менее – увы – в те дни я с оружием в руках находился в боевых подразделениях (с пограничниками) на южной окраине Цхинвала, аккурат перед двенадцатой школой, где сидел тот самый снайпер, о котором Тамерлан пишет в одном из своих, н-да, антивоенных рассказов. Никаких подвигов я не совершал – просто был там с молодыми парнями, принявшими смертельный неравный бой. Джабелич меня даже и не наградил, хотя, к слову, «Уацамонги» тогда раздавались направо и налево, и лишь при Президенте Бибилове семнадцать участников тех событий подписали просьбу о моём награждении, и я сподобился скромной медали «Защитник Отечества».

Но я ведь почему о Джабеличе вспомнил? Потому что вопрос вслед за Сталиным: что там у Тамерлана с Президентом Кокойты? Начальный посыл предельно ясен – диктатор, а раз так, то надо ожидать соответствующего развития сюжета. И действительно, «предчуйствие ево не абмануло!» — моя догадка блестяще оправдалась.

Джабелич у Тамерлана, очевидно, вызывает непреходящую, неизбывную душевную боль, потому что он пишет про него: «Кокойты политический труп, только не хотят его похоронить стороннички) они берут смердящее тело своего «вождя» как куклу, выносят на всякие мероприятия и двигают руками, ногами, как будто он живой. Но у кого есть глаза видят, что

вождь труп, при чем умер давно, в 2008 когда предал свой народ. Некоторые говорят, что он свалился с гуфтинского моста». Эту тираду Тамерлан, несомненно, заготовил загодя и, может даже быть, выучил наизусть, потому что не раз её в точности повторяет под разными постами в «Фейсбуке», и может быть, ещё где-нибудь – я только эту соцсеть сейчас читаю и цитирую. Его характеристики Президента Кокойты прямо-таки до боли исчерпывающие: «Политический труп по Цхинвальски да и в моем понимании: лживый, трусливый, подлый, гнусный, продажный, жуликоватый, предатель, по ком плачет военный трибунал словом это Джб экс прузидент гуфтинского мостка».

Какое, однако, рвение в исполнении заказа – опустить Президента, под руководством которого Республика Южная Осетия отразила августовскую 2008 года геноцидную агрессию режима Саакашвили и получила признание в качестве независимого теперь уже от Грузии государства… Здесь я решусь, рискну сделать прогноз-предположение: если и вдруг под руководством Президента Бибилова РЮО таки войдёт в состав России, то Тамерлан, по непреложной логике вещей, начнёт и его опускать с таким же пылом-жаром, и что важно – примерно с такой же лексикой. Хотя Тамерлан ведь уже давно не подросток и даже не юноша, ему 55 лет, он всего лишь на десять лет меня моложе, и негоже – всё же, видимо, негоже в таком возрасте писать в такой манере. Впрочем, меня больше интересует, и внимание читателей привлекаю не столько к малокультурным словесам в адрес народом избранных руководителей, а к сути, к позиции автора.

О позиции Тамерлана по нашим внутриполитическим делам можно составить вполне определённое мнение, прочитав, например, его высказывания вот здесь — http://cominf.org/node/1166496550. Материал без указания авторства, и если вы его прочитаете, то отлично поймёте, почему. Откровением такая позиция Тамерлана для нас, здешних, конечно, не является – она естественно и гладко следует из сделанного им в начале писательской карьеры мировоззренческого выбора.

Но вот, наконец, и главное – то, почему и ради чего я всё это пишу.

Алан Цхурбаев задал ему традиционный вопрос – «почему ты начал писать?» — и Тамерлан отвечает ошеломительно нетрадиционно: «Случилась война, и каждый воевал, как мог. У нас были свои писатели, интеллигенция, художники, и я очень ждал, что о нас напишут. Но наши писатели писали обо всем, но только не о том, что у нас произошло. И выходили тупые статьи о том, как нас уничтожают. Потом Коста Дзугаев написал книгу «Огнестрельное оружие», я бросился ее читать с мыслью, что вот, наконец, мы можем увидеть

самих себя, но я увидел нечто другое… Это было очень больно, ведь мы воевали и тоже были не ангелами».

Писатели не писали «о том, что у нас произошло»? А куда делся, позвольте спросить, Мелитон Казиев в таком случае? Леонид Харебов? Хаджи-Мурат Дзуццати? А, ну да, Тамерлан же не пишет на осетинском языке (тут как раз собрались его творчество переводить на осетинский), да и далековат он от нашего, осетинского писательского мира. Да, но Тамерлан ещё и художник, училище окончил в Душанбе – так что же, он и картину Таймураза Бестаева «Къаи бичъи, маграм оси» не видел? Тогда почему берёт на себя роль судьи? Но так и быть – будем считать, что лжёт Тамерлан не по умыслу (низ, низ, гæдыниз), чтобы опустить теперь и писателей наших, и художников, а по незнанию.

Но как прикажете понять фразу «выходили тупые статьи о том, как нас уничтожают»? Ошеломительный патриотизм Тамерлана требует писать исключительно лишь умные статьи о нашем уничтожении? Нет, тут другое: по Тамерлану, писать о том, что нас уничтожают – тупо. Отонокак, Михалыч…

Значит, всё, что мы писали о том, как нас уничтожают – было всего лишь проявлением нашей тупости. Ну и ну… Даже не знаю, как это комментировать. И есть ли смысл что-либо об этом писать вообще, при подобной авторской установке. Тупые, значит, статьи о том, как нас уничтожают.

Но больно Тамерлану не столько даже от тупых статей про наше истребление – нет, больно ему, и даже, как видите, очень больно от моей книги «Огнестрельное оружие». Понимаете, он бросился читать её, чтобы увидеть самого себя, а увидел нечто другое.

Вот тут-то я, по зрелому размышлению, соглашусь. Не мог Тамерлан там, в моей книге, самого себя увидеть, потому что я писал про своих друзей. Собственно, книгу мою предваряет посвящение: «Моим друзьям, живым и павшим, посвящаю».

«Мы воевали и тоже были не ангелами» — утверждает Тамерлан.

Тамерлан, я уверен, что Вы – не ангел.

Но столь же уверенно я утверждаю, что все мои друзья, упомянутые в книге, равно как и не упомянутые – все, кому эта книга посвящена, все они до

единого являются ангелическими существами. И павшие, и ныне с Божией помощью здравствующие тоже. Я настаиваю на этом, Тамерлан.

И предупреждаю, что человеку, утверждающему обратное о моих друзьях и подвернувшемуся мне под горячую руку, будет больно. Может быть, даже очень больно.

Что касается примирения с грузинами, то мне доводилось читать весьма, весьма нелицеприятные отзывы о деятельности Тамерлана на этом поприще, но цитировать их не буду, упорно не желая причинять Тамерлану излишнюю боль. Нэ так всё это надо дэлат, Тамерлан… савсэм нэ так.

Могу и это утверждать со всей уверенностью, так как организовывал переговорный процесс с грузинской стороной в конфликте в 90-е годы, многократно встречаясь с грузинскими представителями и на официальном уровне, в том числе и наивысшем, и по линии НПО, столь нелюбимых иными нашими ошеломительными патриотами. Между тем свидетельствую, что ничего страшного в этих НПОшных встречах нет, если, конечно, не лизать зад своим визави. Тьфу ты чёрт, вот вырвалось же…

Тамерлан, скорее всего, не знает о том, что я от югоосетинской стороны отрабатывал и политически сопровождал базовый документ грузино-югоосетинского урегулирования – Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте (https://docs.cntd.ru/document/1902534), уникальный в своём роде документ на то время для «горячих точек», высоко оценённый всеми без исключения лицами и организациями, имеющими касательство к грузино-осетинскому конфликту. Подписан он был в мае 1996 года в Кремле, при Президенте Ельцине, и на этой основе впоследствии удалось серьёзно продвинуть процесс урегулирования; и кто знает, какое соседство было бы в наличии сейчас между осетинами и грузинами, если бы любимая до боли Тамерланом Америка не поставила в Грузии начальником кровавого диктатора, вновь попытавшегося уничтожить Южную Осетию вместе с жителями до состояния «чистого поля» — и об этом тоже написано уже множество статей. Тупых, наверное.

Тут ведь возникает, хошь-не-хошь, риторический вапрош: а время ли сейчас для такого тамерлановского антивоенного разоруженчества? Грузины армию свою вовсю перевооружают новейшим оружием, военная инфраструктура НАТО в Грузии де-факто развёртывается, биолаборатории – вот они, рядышком… Может быть, осетинским интеллектуалам-либералам

пора, пора наконец озаботиться простыми до грубости проблемами выживания собственного народа? (патетически) «С кем вы, либералы Осетии?!..»

Признаться, прочитав указанную добрыми людьми публикацию о встрече с Тамерланом, мне от зависти к Тамерлану на мгновение стало за себя до боли обидно. Но потом, разумеется, придя в себя, я спохватился: чего завидовать-то – ведь я никогда не претендовал на высокое и ответственное звание писателя. И не осмелюсь, потому что до своего отца, осетинского писателя Георгия Дзугаева, мне до боли далеко. И вот при этом условии – то есть никак не признавая себя писателем – я со всей скромностью, и даже, не побоюсь патетики, смирением всё же нижайше прошу вас, уважаемые и дорогие читатели, прочитать мой до тамерлановской боли гениальный шедевр – «Огнестрельное оружие», на сайте as-ir.ru. Цену на прочтение я поставил ровно чтобы на хлеб хватило. Это же справедливо?

Кроме того, сообщаю вам, что почти закончил второй свой гениальный шедевр, под названием «Осуществление ожидаемого». И скоро его тоже, Бог даст, выставлю на всеобщее, в том числе тамерлановское оборзе… обозрение то есть. Боюсь, что ему опять будет больно – но шо делать, шо делать-то? Первую главу даже уже можете почитать — https://as-ir.ru/kosta-dzugaev/ba-alshoj-misl/. Бесплатно пока что.

И вот тогда, до потаённой боли мечту свою лелея, буду, затаив дыхание, ожидать – может, кто и меня пригласит в какое-нить пространство (только не простреливаемое (http://www.darial-online.ru/2004_5/dzugaev.shtml — «Дарьял»!)).

И я расскажу там собравшимся о своей войне, и своих друзьях… Гъе, мæнг дуне!

Коста Дзугаев

13. 07. 2021

+4

Комментарии

  1. Браво, Коста! Читала на одном дыхании. Правда, написано интеллигентно мягко, можно было бы и жестче… Много таких «флюгеров» малограмотных развилось в последние годы, читать их опусы омерзительно. И это вместо того, чтобы нести высоко национальные и человеческие принципы в народ, молодежи, которую из-за таких горе-писателей теряем. Что с нами, соплеменники? Теряем национальное лицо… Низко кланяюсь Л.А. Чибирову, коллеге моему, за научные подвиги в его годы; президенту А.И. Бибилову — за прекрасное издание «Фарна Вассо», подготовленное неутомимой З.А. Битаровой…
    Этому же доморощенному писаке я бы посоветовала ознакомиться с книгой М. Церетели «Нация и человечество», изданной в 1910 году в Лейпциге, чтобы поднялась планка гордости за свой народ , его прошлое и настоящее…

    +1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *