Автор — К. П. Пухаев.
(О проблеме личной и коллективной ответственности в грузино-осетинском конфликте)
Время лечит. Не подвергаю сомнению эту народную мудрость. Вопрос в том, что лечит время, да и само понятие «время» весьма неопределённо. Вот и жди, когда залечит время раны войны и залечит ли вообще. Около века прошло с первого геноцида осетин, а кто осмелится утверждать, что время излечило раны 1920 года, пусть даже и не осталось живых участников событий тех лет? И уж тем более неподвластны времени, во всяком случае, в обозримой перспективе, раны 1989 – 1992, 2004 и 2008 годов.
Бесспорно, будут залечены (именно залечены) физические раны, возродятся сожжённые сёла, краше прежнего возродится Цхинвал – никто в этом не сомневается. Но как быть с памятью людской, как забыть сотни невинно убиенных мирных осетин и российских миротворцев, как забыть зияющие чёрной пустотой глазницы зданий парламента, университета, «Детского мира», сотен жилых домов? Забыть нельзя. Иначе обесценены все наши победы, все наши ордена, все наши политические успехи.
Сегодня, отдавая на откуп времени залечивание ран войны, на первый план выдвигается задача повышения обороноспособности международно признанного государства с тем, чтобы исключить возможность реализации реваншистских устремлений Грузии, исключить возможность новой агрессии. Для этого одних только военно-стратегических и политических мероприятий, очевидно, не вполне достаточно. Крайне необходим системный анализ всего комплекса осетино-грузинских отношений.
Нам нужно осмыслить причины, а точнее природу агрессивности грузин в отношении южных осетин. Неужто они и в самом деле такой воинственный народ, что не мыслят себя вне войны? И действительно ли воинская доблесть в них заложена на генетическом уровне, являясь неотделимой чертой грузинского менталитета? Может, это исключительный народ, который из зависти к ним в веках обижают кому не лень: турки, персы, русские, абхазы, осетины? И всякий раз отважные грузины отстаивают свою независимость благодаря врождённой воинственности своих «вашкацов».
Грузины действительно представляют собой этнофеномен, который никак не вписывается в стандарт политкорректности «нет плохих народов, есть плохие люди». Я далёк от ксенофобии, а тем более от картвелофобии, но даже беглый анализ действий грузин (именно грузин, а не Грузии) убеждает в необходимости развенчания некоторых устоявшихся стереотипов.
Рискую быть непонятым, так как и сам до последнего времени был уверен, что действительно не бывает плохих народов, бывают лишь плохие люди. Рискую быть отверженным цхинвальскими грузинами, среди которых есть и близкие мне люди; как они отреагируют на мою статью?
А собственно, почему это я должен перед ними оправдываться, а не наоборот? Разве мои соплеменники обрушили на спящие грузинские города и сёла свинцовый град? И разве мой президент двумя часами раньше на весь мир объявил о братских чувствах к соседнему народу и намерении за столом переговоров решать все спорные вопросы – когда по его же приказу танки и системы залпового огня уже подошли к Цхинвалу? И разве мы, осетины, двадцать лет терроризируем грузин, а не они нас? И я же должен оправдываться перед грузинами за то, что выжил – или всё-таки они должны бы посыпать голову пеплом и просить прощения у нас? Но до сих пор ни один из цхинвальских грузин не то чтобы публично, но и в частных беседах не высказал ни тени упрёка в адрес своих соотечественников за геноцид осетинского народа. Если я не прав, то готов извиниться: но когда в компании заходит разговор об августовских злодеяниях грузин в Южной Осетии, то грузины молча по-английски исчезают, либо пытаются изменить тему разговора, либо попросту отводят глаза. Может, один я попадаю в такие ситуации?
Не призываю их к покаянию за злодеяния своих соплеменников; но и осуждения массовых убийств осетин не слышу от них. Как это понимать? Или обязательно надо было, чтобы у них свои же грузины (помилуй Бог) убили родных, чтобы они исторгли слова проклятья в адрес убийц, как это было с несчастной Табатадзе, жительницей села Тбет, у которой агрессоры убили сына?
Среди цхинвальских грузин были и вооружённые защитники города; кстати, высшей боевой наградой Республики – орденом Уацамонга – награждена грузинка Шорена Деканоидзе. Очень не хочется верить, что цхинвальские грузины разделяют политику официального Тбилиси. Но ведь молчат…
«Нет плохих народов – есть плохие люди»: это необсуждаемый постулат или подхваченная космополитами удобная идеологическая платформа? Не есть ли это неуклюжая попытка свалить коллективные грехи всего народа на отдельных его представителей? Выскажу мнение, что тут скорее всего имеет место и то, и другое, причём в некоторой пропорции[1].
Нынче стало модным объяснять положительные и отрицательные (если таковые признаются) качества своего народа его менталитетом. Произвольно применяется этот термин в угоду сиюминутным интересам, совершенно не учитывая того, истинно ли это или нет. Никогда бы не подумал, что придётся попытаться дать характеристику так называемому менталитету грузинского народа, особенно после августа 2008 года, когда вольно или невольно в сердце каждого осетина произошёл серьёзный надлом в отношении к Грузии и ко всему грузинскому. Постараюсь быть предельно объективным. Знаю, что, тем не менее, вызову бурю возмущения и обвинения в оскорблении чести и достоинства целого народа. Но о какой чести и о каком достоинстве может идти речь в отношении народа-агрессора, народа-убийцы?
Гостеприимство, красноречие, способность к искусствам – всё это наглядные качества грузинского народа. Так что, это его ментальность? Если да, то как с такими качествами совместить патологическое человеконенавистничество и запредельную спесь? Или кто-то станет отрицать их наличие у наших южных соседей? И как тут разделить несовместимые качества одного народа на относящиеся к «плохому народу» или к «плохим людям»?
Если грузины не «плохой народ», а всё дело в наличии среди них «плохих людей», то возникает естественный вопрос: почему так получилось, что все «плохие люди» грузины расселились вокруг Цхинвала? Кто-то в этом сомневается? В таком случае придётся объяснить, как могут не «плохой народ» или не «плохие люди» захватывать, садистски истязать и зверски убивать ни в чём не повинных заложников осетин. А если это были всего лишь «плохие люди», то где же был во время этих злодеяний весь остальной «хороший народ»?
Зато наутро после очередного артобстрела Цхинвала происходило преображение в «хороших грузин», и по улицам нашего города вновь тащили гружёные снедью тачки («мацони, малако!»), и как ни в чём не бывало, «хорошие грузины» вставали за прилавки рынков и магазинов. С присущим им артистизмом в очередном интервью нашему телевидению они клятвенно заверяли нас в своих самых добрых к нам чувствах; а мы, наивные, верили им, не допуская и мысли о том, что может именно в подвале дома этой торговки сейчас пытают заложников, что может именно из её огорода при её одобрении накануне били миномёты по жилым кварталам Цхинвала. Но это уже черты нашего менталитета.
Точно так же возникает неотвратимый вопрос о том, почему же только «плохие люди» грузины жили в Цхинвале до января 1991 года? Ведь они в массовом порядке предали соседей-осетин, с кем до этого с фальшивой искренностью делили хлеб-соль, но в одночасье в рождественскую ночь молча оставили город на растерзание звиадистам с алчным намерением вернуться в него через пару дней после уничтожения осетин.
Удивительно и то, что на всём протяжении от Тамарашени до Кехви грузинское население состояло исключительно из «плохих людей». Напомню своим возможным оппонентам характерную картину начала 90-х годов прошлого века: толпы экзальтированных, истеричных женщин, останавливавших автоколонны с гуманитарной помощью для жителей грузинами же осаждённого Цхинвала с последующим их разграблением. Те же женщины, возбуждённой толпой преграждавшие путь миротворцам, спешащим на помощь истекающему кровью Цхинвалу. Их мужья и сыновья, расстрелявшие 20 мая 1992 года на Зарской дороге беженцев-осетин – и ни одного из убийц так и не осудили земным судом. Глумившиеся над захваченными в этом анклаве осетинами, по вечной своей наивности вновь устремлявшихся по вроде бы открывавшейся для беспрепятственного проезда дороге – и попадавшими в ловушки, из которых хорошо если выбирались избитыми и искалеченными, а чаще в качестве обезображенных трупов. Оставлявшие без воды Цхинвал на долгие, нестерпимо жаркие летние недели и месяцы.
От кехвско-тамарашенских грузин не отставали ередвские, эргнетские, авневские… Одним словом, получается, что все «плохие люди» грузины из «хорошего народа» грузин поселились выборочно в Южной Осетии.
Не раз приходилось слышать, что добрых и хороших по своей природе грузин сильно ополчили против себя осетины-сепаратисты, агенты Кремля и т. д., и что только за это и только на них грузины обрушили свой праведный гнев. Но этот аргумент начисто опровергается самими же грузинами. Какое отношение к нам, осетин-«сепаратистам», имели четверо армян, транзитом через Кехви направлявшихся к себе в Армению и зверски убитый грузинами? Или садистски расстрелянный грузинами российский офицер Веклич? И уж совершенно не поддаётся никакому осмыслению массовое убийство грузинскими миротворцами своих российских коллег! Причём тут осетины?
90-е годы прошлого века были началом периода массового психоза грузин. Психоз этот имел свои основанием идею национальной исключительности, с неимоверной быстротой и силой овладевшей грузинским обществом сверху донизу. Стоит вспомнить перманентные «голодовки» различных фронтом, партий и движений, когда в раскинутом на тбилисском проспекте Руставели палаточном городке не скрываясь употребляли наркотики наци-боевики тогдашнего бесноватого грузинского фюрера, а его ударный отряд «чёрных колготок» предавался разврату. Напомню также и взаимоистребительное побоище в центре Тбилиси, устроенное грузинами в борьбе за власть: «плохими людьми» грузинами или грузинским «плохим народом»?
Теперь такой вопрос: кто в смутные времена обязан был по долгу службы вернуть на путь истинный заблудшие души соплеменников? Церковь, служители культа, ответят мне. Увы, в Грузии происходит с точностью до наоборот – здесь сам Патриарх-Католикос оказался носителем зла: напомню его идею учредить Книгу позора, вписывая в неё имена тех, кто намеренно или случайно убьёт грузина, исключительно и только грузина. Не грузин, стало быть, можно убивать безнаказанно? «Святейший и блаженнейший» Илиа II благословил грузинскую армию в поход на геноцид южных осетин, и что есть после этого грузинская православная церковь, как не осиное гнездо грузинского нацизма… «Христианство по-грузински» — тоже менталитет «хорошего народа» или «плохих людей»?
Грузия гордится своей интеллигенцией. И по праву. Грузинская интеллигенция внесла достойный вклад в развитие национальной и мировой науки, литературы, искусства. Тем печальнее становится, когда грузинские деятели культуры с мировыми именами проявляют свою гражданскую позицию. Один из ведущих грузинских «архитекторов человеческих душ» Т. Кванчилашвили призывал ограничить рождаемость в негрузинских семьях двумя детьми. Марика Лордкипанидзе, Джансуг Чарквиани, Реваз Мишвеладзе, Нодар Натадзе, Како Бакрадзе и многие другие профессора, поэты и художники были на мутной волне горбачёвской перестройки лидерами националистического угара.
Сегодня цвет грузинской интеллигенции «оккупировал» Москву. Это и Бокерия, и Церетели, и Гвердцители, и Сихарулидзе, и Цискаридзе, и Павлиашвили, и Меладзе, и всякие Канделаки, Кикнадзе, Сванидзе и т. д. и т. п.. Оставшиеся в Грузии видные представители научной и творческой элиты практически все послушно танцуют под дудку М. Саакашвили, дружно осуждая «агрессию Грузии против маленькой, но гордой Грузии». В их числе и престарелый Вахтанг Кикабидзе[2], и ныне покойная Софико Чиаурели, и легион других, чьи звёзды взошли главным образом благодаря России, её образовательным учреждениям, её культурным организациям, её зрителю наконец! Чёрная неблагодарность – это ведь тоже черта менталитета. «Хорошего народа»?
На этом фоне не вызывает удивления позиция другого «корифея перестроечного кино» Тенгиза Абуладзе, который из эмигрантского далёка призывает Запад примерно проучить Россию за избавление южных осетин от истребления грузинским «хорошим народом» или «плохими людьми» грузинами. Абуладзе, прославившийся фильмом «Покаяние»; но в реальной жизни от его гражданской позиции покаянием и не пахнет. Или «ловец бабочек» Отар Иоселиани, в своём интервью цинично и бессовестно назвавший ужасные кадры обстрела Цхинвала грузинскими «Градами» киноинсценировкой России, имеющей целью введение в заблуждение общественного мнения. «Плохие люди» «хорошего народа»?
Вызывает удивление другое. Почему-то масса грузин, торопливо покидая свою гордую и горячо любимую «деда-мица», направляет стопы, подобно своим предкам-теркдалеулни, именно в Россию, столь для них ненавистную. И почему «Ларису Ивановну хачу!» или «Ждиёт тэбья грузин!» стало символом потребительского отношения грузин к России; а взамен, выражаясь языком небезызвестного Ираклия Окруашвили, поставлять вместо качественного вина в Россию фекалии? Менталитет «хорошего народа»?
Выкачивая из карманов россиян десятки миллиардов рублей, те же Гвердцители, Павлиашвили, Канделаки, Меладзе и иже с ними, кое-кто и обременённые мандатом депутата Госдумы, гуманисты по определению, не нашли возможности или не сочли необходимым выразить публично своё отношение к августовской трагедии в Южной Осетии. Поддержать публично М. Саакашвили побоялись, опасаясь возмущённой реакции общественности страны, на иждивении которой содержатся, и присоединить свой голос к многомиллионному набату россиян им не позволила, видимо, та же ментальность «хорошего народа» Нетрудно догадаться, на чьей стороне их симпатии, если ни один из них ни единым словом не осудил агрессию Грузии против южных осетин. Московская грузинская интеллигенция, не финансируемая официальным Тбилиси (скорее наоборот), открыто не аплодировала М. Саакашвили, но и не осудила[3]. Я далёк от мысли считать многочисленную грузинскую интеллигенцию в Москве «пятой колонной», до этого дело, слава Богу, не дошло. Но надо бы набраться гражданского мужества и прямо выразить свои политические пристрастия.
Такой пример показал в своё время философ Мераби Мамардашвили, посмевший дать объективную оценку грузинскому интеблишменту; светлая ему память![4] В 1998 г. один из лидеров грузинского миротворческого движения Нико Чавчавадзе вернулся домой из Австрии, где встречался с абхазской делегацией на переговорах по повышению эффективности миротворческой операции в зоне грузино-абхазского конфликта[5]; земляки-националисты устроили ему обструкцию, и его постигла участь М. Мамардашвили. Единственного осетина – члена-корреспондента грузинской Академии наук Отара Джиоева заставляли выступить публично против «осетинских сепаратистов», пригрозив для начала лишить его всех учёных степений и званий. В ответ учёный открыто заявил, что готов отказаться от членства вплоть до «ДОСААФ», но предательства осетин не совершит: через несколько дней не стало и его!
Политический процесс в самой Грузии тоже даёт яркие примеры деятельности «хорошего народа», состоящего вроде бы сплошь из «плохих людей». Кто из президентов «независимой демократической» Грузии исполнял свои обязанности в течение отведённого конституцией срока? Нацист З. Гамсахурдиа был свергнут Э. Шеварднадзе в ходе кровопролитной междоусобицы и впоследствии убит. «Демократ» Э. Шеварднадзе был свергнут ворвавшейся к нему толпой под предводительством М. Саакашвили и едва успел унести ноги[6]. Досидит ли отведённый ему президентский срок М. Саакашвили, или и до него дорвётся толпа его противников, доведённых до исступления избиениями, арестами и убийствами со стороны нынешнего режима? Вряд ли досидит. Менталитет, знаете ли…
Наконец, укажем и на такое сопоставление. Осетины, как известно, занимают первое место среди народов бывшего СССР по числу Героев Советского Союза (в процентном отношении к численности). Добавлю, что на первом месте осетины и по количеству награждённых орденами и медалями СССР, и по числе призванных на фронт ВОВ (каждый пятый житель Юго-Осетинской автономной области). Патриотизм, отвага, верность – характерные составляющие осетинского менталитета.
Наши южные соседи не любят упоминать о своих лидирующих позициях на просторах России, однако прочно удерживают первое место по числу так называемых «воров в законе». Оперативные сводки пестрят сообщениями о грузинских барсеточниках. Не имеет ли и это прямого отношения к менталитету «хороших грузин»?
Таким образом, южный сосед у нас такой, какой есть. «Хороший народ», почему-то в неимоверном количестве имеющий в своём составе «плохих людей». Меня уже никто и никогда не убедит в том, что не бывает плохих народов, а бывают всего лишь плохие люди. Но предлагаю каждому из вас самому решить для себя эту проблему – проблему наличия коллективной ответственности (в данном случае ответственности народа), и её соотношение с ответственностью личной, индивидуальной.
———————————
[1] Проблема эта ранее затрагивалась в работе К. Акоева «О сущности «звиадизма»» («Вестник Южной Осетии», 1992, ноябрь). Автор, с которым не имею чести быть знаком, писал: «Надо отдать себе отчёт в том – и я обращаюсь с этим и к грузинским коллегам – что «звиадизм» отражает, как ни горько и неприятно это признавать, сущностные черты грузинского менталитета, особенности социально-экономического, политического, а самое главное – этического развития грузинской нации. (…) Однако прежде чем приступить к рассмотрению, скажу вот ещё о чём: в контексте вышесказанного, видимо, не будет удивительным, если я выскажу сомнение в правомерности расхожего суждения о том, что «народ не виноват». Виноваты интеллигенты, раздувшие у грузинского народа умонастроения, которые А.Д.Сахаров квалифицировал (диагностировал) как «националистический психоз»; виноват Гамсахурдиа и его окружение, создавшие режим, ставший для Грузии мясорубкой; виноваты, наконец, палачи, исполнявшие преступные приказы – но только не грузинский народ, который, оказывается, вовсе и не виноват. Но ведь, напомню, грузины сами сделали свой выбор. Напомню также о том, что народ получает то правительство, которое он заслуживает. Нет, эта установка о том, что «народ не виноват», не кажется мне бесспорной: под давлением событий, наглядно наблюдаемых и ставших частью моего жизненного опыта, я склоняюсь к мнению, что народ бывает виноват. (…) И наказание (…) принимает иные формы, всё многообразие которых можно обозначить одним термином – национальная катастрофа».
[2] Правда ли, что в Грузии В. Кикабидзе грозило уголовное преследование за педофилию, или это наветы врагов?
[3] О чём говорить, если любимица российских поклонников эстрады Диана Гурцкая самолично вдохновляла Михаила Саакашвили на «великие дела», стоя рядом с ним во время съезда в Тбилисском дворце спорта.
[4] После этого выступления в одном из московских аэропортов его встретила группа московских грузин-националистов, и издевательски унизила своего выдающегося соотечественника. С учёным в тот же день случился сердечный приступ, и через несколько дней он умер.
[5] «Люди, обладающие узорами в области ладонных полей, в частности Th, действительно отличаются большей агрессивностью». (Th – индекс узорности первой межпальцевой подушечки, относится к важнейшим дерматоглифическим параметрам. – Авт.) (…) Абхазы (5-7) менее агрессивны, чем грузины (10), а армяне (9) менее, чем азербайджанцы (12-14) и турки (12-16): данные криминальной дерматоглифики многое объясняют в этнотерриториальных конфликтах Южного Кавказа (Богданов Н. Н. Постижение индивидуальности. М., 2001).
[6] Напомню телекадры, когда М. Саакашвили ритуально схватил и выпил стакан с чаем Э. Шеварднадзе – хорошо, что не стакан с кровью коварно поверженного бывшего патрона…
———————————
Пухаев К. П. — кандидат исторических наук.