Дмитрий Медоев
Просмотры 193

Дмитрий Медоев,

Экс Министр иностранных дел

Республики Южная Осетия,

кандидат политических наук

 «Порядок, основанный на правилах»

 Попытка активации

В последнее время не трудно заметить, что ни одно протокольное и даже дежурное выступление западных политиков не обходится без политического неологизма «порядок, основанный на правилах» – Rules based order (RBO), запущенного ими же в оборот более десяти лет назад.   Это несмотря на то, что ни в Уставе ООН, ни в других основополагающих международных конвенциях такого понятия не было и нет.

Мировому сообществу навязываются некие правила, никогда и ни с кем не согласованные, не принятые и ни на одном международном форуме. Они навязываются мировым меньшинством по принципу: кто не с нами, тот против нас. Этими понятиями не оперирует ни Международный суд ООН, ни Комиссия международного права ООН, ни какая другая международная структура.

Какие вообще «правила» подразумевает этот термин? Чьи они, кто их создал, какова их природа? Имеют ли они отношение к нормам международного или национального права, и если да, то какого именно государства? Каковы цели и задачи этого проекта?

Эти вопросы все чаще раздаются в мире и, естественно, озвучиваются политическим руководством России. Так, президент Владимир Путин, выступая 30 сентября 2022г в Кремле на церемонии принятия в состав страны четырёх новых регионов, отметил: «Только и слышим со всех сторон: «Запад отстаивает порядок, основанный на правилах». Откуда они взялись, кто вообще видел эти правила? Кто согласовывал? Послушайте, это просто бред какой-то… На дураков рассчитано. Россия – великая тысячелетняя держава, страна-цивилизация, и по таким подтасованным, фальшивым правилам жить не будет».

Глава МИД России Сергей Лавров уточнил содержание и генезис данного словосочетания. В видеообращении к участникам V Глобального форума молодых дипломатов в Казани он указал на его «неоколониальный» и явно «расистский» характер. Поскольку, по словам министра, этот «порядок» предполагает «деление мира на группу исключительных, априори обладающих индульгенцией на любые действия, и остальные страны, обязанные следовать в фарватере «золотого миллиарда» и обслуживать его интересы».

В своей лекции для преподавателей и студентов МГИМО 1 сентября 2022года, С.В. Лавров подчеркнул: «То, что происходит сейчас в мире, конечно, это не только, да и не столько про Украину, это про попытки сформировать новый порядок. Много лет назад, лет десять, наши западные коллеги стали вместо термина «международное право», к выполнению которого всегда призывали все годы существования ООН, вместо призывов выполнять международное право, стали требовать от всех выполнять миропорядок, основанный на правилах, уважать миропорядок, основанный на правилах, эти самые правила соблюдать», и далее — «Правила никто никому не предъявляет, потому что их нет. Всё больше число стран жаждет видеть демократию на международной арене, когда все равны и уважают друг друга. Запад категорически отказывается обсуждать демократизацию международных отношений, продвигая вместо этого свою концепцию «порядка, основанного на правилах», на западных правилах».

На ситуативный, мало того, с намеком на криминальный характер западных «правил» С.В. Лавров указал в своей статье, появившейся одновременно в «Ъ» и журнале «Россия в глобальной политике» 5 мая 2023 года: — «Сейчас ооноцентричная система переживает глубокий кризис. Первопричиной стало стремление отдельных членов Организации подменить международное право и Устав ООН неким «порядком, основанным на правилах». Эти «правила», которые не были предметом прозрачных международных переговоров, никто не видел. Очевидно, что они изобретаются и применяются с целью противодействия естественным процессам становления и укрепления новых самостоятельных центров развития, которые и есть объективное проявление многосторонности».

В начале июля 2023 года в Комитете СФ международным делам состоялось совещание на тему «Кризис современного миропорядка, подмена его так называемой западной концепцией «порядок, основанный на правилах». Мероприятие проводилось в рамках реализации перечня поручений по итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года.

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя СФ Константин Косачев, первый заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Сергей Кислюк, член Комитета СФ по международным делам Григорий Рапота.

Со вступительным словом выступил Константин Косачев. По его словам, обсуждаемый вопрос является одним из центральных для понимания причин кризиса современного миропорядка.

Вице-спикер СФ обратил внимание, что администрация нынешнего Президента США активно навязывает концепцию «порядка, основанного на правилах» государствам в ООН, Европейском Союзе, G7, НАТО и на других международных площадках.

«Мы стали замечать, что если изначально концепция «порядка, основанного на правилах» использовалась преимущественно как политический лозунг, враждебная политическая риторика, которая адресована, прежде всего, России и Китаю, то в последнее время эта доктрина усилиями западников эволюционировала, начиная приобретать некоторые юридические очертания», — отметил Константин Косачев.

Участники совещания – представители Администрации Президента РФ, МИД РФ, Министерства юстиции РФ, эксперты, оценили действия апологетов однополярного мира и концепции «основанного на правилах мирового порядка», которые направлены на разрушение международного права как единственной универсальной системы принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Также обсуждены возможные варианты реагирования Российской Федерации на формирование новой нормативной реальности.

Работа в этом направлении может быть продолжена в рамках межведомственной группы экспертов, создание которой было поддержано участниками.

Беглый взгляд на т.н. «порядок» с разных сторон

Турция

Али Туйган (Ali Tuygan) (сотрудник МИД Турции с 1967 по 2009 год. Дважды занимал должность заместителя госсекретаря по политическим вопросам).

В статье «Международный порядок, основанный на правилах», опубликованной на ресурсе (https://diplomaticopinion.com/2021/05/10/the-rules-based-international-order/), Али Туйган, анализируя позиции США, РФ и Китая относительно RBO резюмировал: «Итак, теперь это “международный порядок, основанный на правилах”, а не “порядок, основанный на законе”».

Великобритания

Малкольм Чалмерс (Malcolm Chalmers) (профессор, заместитель генерального директора RUSI (The Royal United Services Institute) по современным вопросам обороны и безопасности. С 2012 года — советник Объединенного парламентского комитета по стратегии национальной безопасности, старший специальный советник министров иностранных дел Джека Стро и Маргарет Беккет).

«Какие правила? Почему не существует единой

‘Международной системы, основанной на правилах’»

https://rusi.org/explore-our-research/publications/occasional-papers/which-rules-why-there-no-single-rules-based-international-system  10 апреля 2019г.

— «После Стратегического обзора обороны и безопасности за 2015 год во внешнеполитическом повествовании Великобритании участились разговоры о «международной системе, основанной на правилах» (RBI). Концепция набирает популярность по мере того, как фокус национальной стратегии сместился в сторону России и Китая после более чем десятилетних экспедиционных операций по государственному строительству.

В этом документе утверждается, что единой RBI не существует. Скорее, международное урегулирование после 1945 года привело к созданию трех различных RBISS – Универсальной системы безопасности (USS), Универсальной экономической системы (UES) и более эксклюзивной западной системы – наряду с набором отношений между основными державами. Правила каждой из трех систем, основанных на правилах, отражают основанные на силе сделки между их участниками и в результате стали более жесткими. Тем не менее, между тремя системами существовали трения, например, в связи с уязвимостями в системе безопасности, созданными глобализацией.

Правила сами по себе не обязательно имеют позитивную ценность. Скорее, их ценность зависит от того, в какой степени они служат интересам и ценностям государств, которые их поддерживают. Таким образом, хотя относительный мир, установившийся на планете после окончания Второй мировой войны, был подкреплен международными нормами и договорами, краткое допущение о том, что существует единый, общепризнанный порядок или что мир сейчас разделен между теми, кто подчиняется правилам (мы сами), и теми, кто не подчиняется (другие), всегда было чрезмерным упрощением.  

Для Великобритании и других западных государств проблема не должна заключаться в том, поддерживают ли они «систему, основанную на правилах’. Скорее, это заключается в определении того, как системы, основанные на правилах, могут быть использованы для содействия реализации национальных интересов и ценностей, в том числе необходимо ли их развивать или заменять по мере изменения обстоятельств».

США

Джон В. Уитбек — юрист-международник

 «https://www.counterpunch.org/2023/04/28/what-is-the-rules-based-order/

Что такое “Порядок, основанный на правилах”»?

28 апреля 2023 г.

«…существуют три основных правила этого “порядка, основанного на правилах”:

1) Важна не природа действия, а скорее то, кто с кем его совершает.

2) Делайте так, как говорит Америка, а не так, как Америка делает.

3) Какие бы правила ни существовали, Соединенные Штаты и их граждане ими не связаны.

Они явно не включает в себя “Золотое правило” — “Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой”. С этой точки зрения, никого не должно удивлять, что правительство США никогда не стремилось публично разъяснить, не говоря уже об официальном обнародовании, правила, составляющие его “порядок, основанный на правилах”.

Этому порядку угрожает амбициозный, но растущий многополярный Новый свободный мир, включающий страны с сильно различающимися культурами и системами внутреннего управления, которые, вдохновляемые и поощряемые Китаем, желают и способны отстаивать свою собственную свободу, суверенитет и национальные предпочтения и отказываться от указаний любой другой страны, что они должны или не должны делать ни в своих внутренних делах, ни в своих отношениях с другими странами, под угрозой военного или экономического наказания, если они не подчинятся диктату, который им пытаются навязать.

С этой точки зрения неспособность правительства США определить правила, составляющие его “порядок, основанный на правилах”, может быть объяснена тем фактом, что никакие правила на самом деле не имеют значения, поскольку все, что имеет значение, — это поддержание существующего порядка в духе, приписываемом королю Кнуду».

КНР

Дэниел Алан Бей (Daniel Alan Bey) — аспирант из Сучжоу, Китай.

ASIA TIMES, Китай,  2 февраля 2022г

«Порядок, основанный на правилах в США, это миф и Китай это знает.

Новый законопроект, поддержанный Палатой представителей в США, демонстрирует больше доказательств того, на что пойдет Вашингтон, чтобы ограничить подъем Китая».

Австралия

«Для чего, по мнению Америки нужен порядок, основанный на правилах? США находятся в оборонительной позиции, а не в экспансионистском настроении.  Но назначьте дебаты».

Lowy Institute,  Sydney, Australia,  5 февраля 2021

https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/what-does-america-think-rules-based-order

Сэм Роггевен (Sam Roggeveen)

«На этой неделе мы запустили последний проект, являющийся результатом проекта Института Лоуи «Безопасность Австралии и «порядок, основанный на правилах», посвященного дебатам об Америке и порядке, основанном на правилах. Это хрестоматийный пример конструктивных общественных дебатов. Каждый из шести участников-экспертов четко излагает свою позицию и прямо отвечает на возражения и контраргументы. К счастью, никто из них не занят определениями.

Заманчиво рассматривать определения как предварительное условие для дебатов. Мы должны договориться о том, о чем мы говорим, прежде чем сможем аргументировать достоинства. Но я думаю об этом с другой стороны: дебаты сами по себе — это борьба за выработку определения. В таком случае, для чего, по мнению Америки, нужен «порядок, основанный на правилах»?

По мнению некоторых участников дебатов, цель состоит в том, чтобы укрепить и даже освятить международную систему, возглавляемую Америкой. Реалисты могли бы выразиться менее вежливо, что порядок, основанный на правилах, — это фиговый лист, вежливая фикция, которая маскирует суровые реалии власти. Другие говорят, что порядок, основанный на правилах, может защитить интересы США, когда их мощь ослабевает по сравнению с Китаем, или что он может помочь демократическим странам коллективно защищаться от Китая и других авторитарных соперников.

Но никто из участников явно не выступает за порядок, основанный на правилах, как инструмент распространения американских идеалов и идеологии, особенно в Китае. Патрик Портер приводит доводы против такого определения порядка (“Вашингтону было бы лучше посоветовать держаться подальше от грандиозных доктрин и схем приучения мира к своим ценностям”), но неясно, с кем он спорит.

 Он упоминает, что президент Джо Байден хочет созвать “Саммит за демократию”, но, как и многие участники этой дискуссии, Байден сформулировал эту идею в основном в защитных выражениях. Цель, по-видимому, состоит в том, чтобы защитить демократии от отката и иностранного вмешательства, а не демократизировать соперников Америки.

У Байдена все еще могут быть обширные планы по продвижению демократии в Азии, но интеллектуальная волна в Вашингтоне настроена против него. Существует новая общепринятая точка зрения, которая утверждает, что попытки использовать свободную торговлю и Интернет для поощрения политической либерализации в Китае — идеи, которые были популярны во времена администрации Клинтона и даже при Джордже  Буше, были безнадежно наивны и потерпели полную неудачу.

Повышение идеологических ставок в самых важных двусторонних отношениях на земле только усугубило бы и без того шаткое положение Америки в Азии. Она должна стремиться снизить ставки.

В свою очередь, это говорит о том, что внешнеполитические элиты Вашингтона неявно признают долгосрочную устойчивость и легитимность авторитарной модели Китая. Тогда, когда дело доходит до либерализма и демократии, США занимают оборонительную позицию, а не стремятся к экспансии. Это соответствует времени. Повышение идеологических ставок в самых важных двусторонних отношениях на земле только усугубило бы и без того шаткое положение Америки в Азии. Она должна стремиться снизить ставки.

То же самое следует сказать и Австралии. Ее внешняя политика и политика безопасности должны быть направлены на то, чтобы побудить США думать об отношениях с коммунистическим Китаем не как об идеологическом соперничестве или борьбе за превосходство, а как о постоянном соглашении между двумя великими державами, в котором Китай будет иметь значительные преимущества – он не только будет экономически крупнее, но и станет постоянной державой в Азии.

Австралию заставляют думать о своей безопасности по-новому. Австралия больше не богатая нация, окруженная нищетой, в союзе с единственной в мире сверхдержавой, а богатая, относительно небольшая страна в регионе с быстро растущим благосостоянием, которая собирается обогнать США по многим показателям национальной мощи.

Но это не самая большая проблема Австралии. Преимущества Китая настолько велики, что Австралии следует подготовиться к тому, что Америка может отказаться от своих позиций в Азии, а не конкурировать с Китаем. Это поставило бы нас перед самой большой проблемой во внешней политике и политике безопасности из всех: защищать себя и свои интересы без помощи Соединенных Штатов».

Канада

«Что такое порядок, основанный на правилах?»

https://www.globalresearch.ca/what-rules-based-order/5802980

Ким Петерсен (Kim Petersen)

Global Research (Глобальные исследования), 23.12.2022г.

Что именно представляет собой этот порядок, основанный на правилах?

«То, как трактуется формулировка «Порядок, основанный на правилах», создает впечатление, что она признана во всем мире и существует уже долгое время. И все же это звучит как сиюминутное слово, одновременно идеалистичное и неискреннее.

Разве люди просто не говорили «международное право» или не ссылались на Международный суд, Нюрнбергский процесс, Совет Безопасности ООН или более новое учреждение — Международный уголовный суд? Более того, слово «правила» является спорным.

Поскольку Китай и Россия выступают за многополярность, стало яснее, что порядок, основанный на правилах, который является общим для НАС и политиков, поддерживающих США, указывает на однополярность, при которой США правят однополярным миром, в котором доминируют.

Общеизвестно, что США ставят себя выше закона. Как уже говорилось, США не признают Международный уголовный суд; будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, США неоднократно злоупотребляли своим правом вето для защиты расистской, презрительной нации Израиля; они проигнорировали решение Мирового суда, признавшего США виновными в фактическом терроризме за минирование акватории вокруг Никарагуа.

Исторические данные показывают, что США и их англо-европейские, японско-южнокорейские приспешники виновны в многочисленных нарушениях международного права (то есть основанного на правилах международного порядка).

Когда дело доходит до США, нарушений порядка, основанного на правилах, великое множество. Назовем несколько:

— В настоящее время США оккупируют Сирию и крадут нефть сирийского народа;

— Они напали на Афганистан, оккупировали его и разграбили;

— На протяжении шести десятилетий Куба осуществляет эмбарго, осуждаемое международным сообществом, против Кубы и ее народа;

— США незаконно оккупируют кубинскую тюрьму Гуантанамо с 1903 года; даже если это считается законным, это явно неэтично;

— Американская империя имеет историю вопиющего, бессмысленного пренебрежения демократией и суверенитетом;

— США финансировали переворот на Майдане, который сверг избранного президента Украины, что привело к сегодняшней специальной военной операции, опустошающей Украину, которая продолжает вести прокси-войну США-НАТО.

Кроме того, существует неоспоримый факт, что США существуют благодаря геноциду, учиненному их колонизаторами, который с тех пор продолжается. Игнорируются даже условия, которые США навязали народам, которых они лишили собственности, что подтверждается множеством нарушенных договоров».

Германия

GPIL – German Practice in International Law (немецкая практика в области международного права). https://gpil.jura.uni-bonn.de/2019/01/rules-based-order-v-international-law/

Стефан Талмон (Stefan Talmon), профессор международного публичного права и права Европейского союза, директор Института международного публичного права Боннского университета.  Редактор GPIL.

Порядок, основанный на правилах, против международного права?

20 января 2019г.

«Германия является сторонником так называемого “порядка, основанного на правилах”. В речах и заявлениях федерального министра иностранных дел Хайко Мааса и других должностных лиц Министерства иностранных дел часто встречаются ссылки на “порядок, основанный на правилах”, “международный порядок, основанный на правилах”, “глобальный порядок, основанный на правилах”, “многосторонний порядок, основанный на правилах” или “систему, основанную на правилах”.

Германия считает, что порядок, основанный на правилах, все чаще ставится под сомнение, и хочет быть защитником этого порядка. Она попыталась создать “альянс многосторонних организаций”, которые объединяют усилия для защиты и продолжения развития порядка, основанного на правилах.

В заявлениях Федерального министерства иностранных дел такие ссылки на “порядок, основанный на правилах” в значительной степени заменили ссылки на “международный правовой порядок” или “международное право”.  Германия не определила, что она подразумевает под “порядком, основанным на правилах”, и не объяснила, отличается ли он, и если да, то в какой степени, от традиционного “международного правового порядка” или, короче говоря, “международного права”.

Порядок, основанный на правилах, в целом может пониматься как общее обязательство государств осуществлять свою деятельность в соответствии с существующим набором правил. Порядок, основанный на правилах, опирается на систему глобального управления, которая сложилась после Второй мировой войны. Организация Объединенных Наций считается сердцем этого порядка, основанного на правилах.

Судя по ситуациям, в которых использовался термин “порядок, основанный на правилах”, это, по-видимому, более широкий термин, чем “международное право”, т. е. юридически обязательные нормы, которые основаны на согласии каждого отдельного государства и требуют его. Похоже, что он охватывает как традиционные нормы международного права, так и то, что обычно называют “мягким правом” – юридически необязательные политические обязательства.

Также, по-видимому, он включает правила, устанавливаемые как государствами, так и негосударственными субъектами. Этот термин использовался для призыва к определенным государствам соблюдать существующие международно-правовые нормы, на которые эти государства фактически не согласились и, следовательно, не связаны обязательствами.

Термин “порядок, основанный на правилах” размывает различие между обязательными и необязательными нормами, создавая впечатление, что все государства и международные субъекты подчиняются этому порядку, независимо от того, согласились они с этими правилами или нет. Хотя международное право является общим, “порядок, основанный на правилах”, по-видимому, допускает особые правила в особых случаях sui generis.

Это опасное развитие событий, потому что, если международный порядок, основанный на правилах, не требует согласия с этими правилами, возникает вопрос о том, кто в конечном счете устанавливает эти правила и определяет их содержание. На практике “порядок, основанный на правилах”, по-видимому, является попыткой установить законотворчество большинством на международном уровне.

Однако воля нескольких (западных) государств или даже большинства государств не может быть приравнена к международным или региональным правилам, или быть основой для “порядка, основанного на правилах”. В то время как международное право основано на принципе суверенного равенства государств, “порядок, основанный на правилах”, оторванный от требования согласия, может стать порядком сильного или порядком по диктату большинства.

Государства могут не действовать в соответствии с этим “порядком, основанным на правилах”, потому что они не считают себя связанными “правилами”, из которых он состоит, и фактически это не так. Это создает дополнительную опасность того, что использование этого нового термина подорвет доверие к международному праву».

Япония

 — Япония и Мексика согласны с важностью международного порядка, основанного на правилах.

(https://www.japantimes.co.jp/news/2023/01/06/national/japan-mexico-rules-based-order/ ).

— Япония и США клянутся поддерживать порядок, основанный на правилах. 18 апреля 2023 г. (https://vovworld.vn/en-US/news/japan-us-vow-to-uphold-rulesbased-order-1192248.vov).

Министр иностранных дел Японии Есимаса Хаяси и госсекретарь США Энтони Блинкен договорились тесно сотрудничать для поддержания международного порядка, основанного на правилах в кулуарах встречи министров иностранных дел G7 в префектуре Нагано.

Таким образом, т.н. «международный порядок, основанный на правилах» — продвигаемая западными державами при главенстве США концепция, призвана отразить желательное, с их точки зрения, мироустройство и сущность современных международных отношений. Согласно этой концепции, существуют некие правила поведения, которые не являются нормами международного права, но при этом упорно навязываются в качестве юридически обязательных для всего мира.

Однако многие страны во главе с Россией, Китаем открыто отказались подчиняться западному диктату. Среди них: Индия, Саудовская Аравия, Турция, Бразилия, ОАЭ, Аргентина, ЮАР, Вьетнам, Мьянма, Египет, Сирия, Алжир, Нигерия, Индонезия, Белоруссия, и других, в том числе ряд государств постсоветского пространства.

«Так называемый порядок, основанный на правилах, является весьма проблематичным в юридическом и практическом смыслах. Введению односторонних санкций Соединенными Штатами и другими соответствующими странами нет оправданий. И едва ли они (односторонние санкции) пользуются широкой поддержкой или признанием со стороны международного сообщества», — заявил на заседании СБ ООН постпред КНР Чжан Цзюнь.

США-Корея-Австралия

Руководители оборонных ведомств Соединенных Штатов, Японии и Австралии встретились в субботу, чтобы усилить защиту основанного на правилах международного порядка, который пытаются разрушить Китай и Россия. Министр обороны Ллойд Остин III принял Ричарда Марлеса, заместителя премьер-министра Австралии и министра обороны, и министра обороны Японии Ясуказу Хамаду в штаб-квартире Индо-Тихоокеанского командования США на Гавайях, чтобы наметить дальнейший путь в трехстороннем альянсе. (https://www.eurasiareview.com/02102022-us-japan-and-australia-defense-leaders-look-to-strengthen-rules-based-order/).

Сингапур

Бывший председатель Совета Безопасности ООН сингапурский дипломат Кишор Махбубани придерживается несколько противоречивой позиции. Так, участвуя на дебатах Мунка в мае 2009 года в Торонто, он выразил мнение, что «Китай может проиграть, если исчезнет порядок, основанный на правилах. Национальным интересам Китая приемлем более строгий порядок, основанный правилах, или интересам Китая служит более слабый порядок, основанный правилах?».

 (https://www.theglobeandmail.com/world/article-former-diplomat-and-security-council-president-to-argue-the-end-of/).

Позже в другой статье «Многосторонний треугольник – времена Стрейтса» 14 августа 2021 г. (https://www.straitstimes.com/opinion/the-multilateral-triangle), Кишор Махбубани пишет: «Закон не делает различий между богатыми и бедными, могущественными и слабыми. Правило, применимое к небольшому государству, в равной степени применимо и к великим державам.

…Вот почему малые государства приветствуют многосторонность. Поэтому весь мир должен приветствовать приверженность администрации Байдена укреплению порядка, основанного на правилах. Порядок, основанный на правилах, лучше, чем порядок, при котором для великих держав действуют одни правила, а для малых государств – другие».

21 сентября 2021 года Информационный ресурс «Eightifi.app» опубликовал видео ролик «Беседа с Кишор Махбубани — Юго-Восточная Азия. Перспективы мира». (https://eightify.app/summary/international-relations/kishore-mahbubani-on-peace-insights-conversations), (https://youtu.be/WoubbtXOoCQ).

Основные тезисы беседы по теме:

•        Соединенным Штатам следует сменить свою политику с ослабления ООН на ее укрепление, чтобы сдержать возвышение Китая как будущей великой державы.

•        Сейчас крайне важно взаимодействовать с Китаем, чтобы убедить его продолжать соблюдать порядок, основанный на правилах, прежде чем он станет мировой державой номер один.

•        Для Запада важно наладить взаимодействие с Китаем до того, как он станет доминирующей экономикой в мире, а также учиться на ошибках Запада, чтобы помочь Китаю развиваться менее агрессивно.

Противодействие

Для выработки мер противодействия стремлениям мирового меньшинства, по нашему мнению, необходимо брать за основу и следовать соответствующим положениям Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.), в которых обозначены основные направления внешней политики, в том числе по рассматриваемому вопросу.

В частности, в Главе III. «Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики Российской Федерации» перечисляются национальные интересы РФ во внешнеполитической сфере:

1) защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации от деструктивного иностранного воздействия;

2) поддержание стратегической стабильности, укрепление международного мира и безопасности;

3) укрепление правовых основ международных отношений.

 В Главе IV. «Приоритетные направления внешней политики Российской Федерации. Формирование справедливого и устойчивого мироустройства»:

5) верховенство международного права в регулировании международных отношений, отказ всех государств от политики двойных стандартов;

… 19. В целях содействия адаптации мироустройства к реалиям многополярного мира Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание:

1) устранению рудиментов доминирования США и других недружественных государств в мировых делах, созданию условий для отказа любого государства от неоколониальных и гегемонистских амбиций;

3) восстановлению роли ООН в качестве центрального координирующего механизма в согласовании интересов государств – членов ООН и их действий по достижению целей Устава ООН;

4) укреплению потенциала и повышению международной роли межгосударственного объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций, а также механизмов с весомым участием России;

5) поддержке региональной и субрегиональной интеграции в рамках дружественных многосторонних институтов, диалоговых площадок и региональных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке;

8) активизации сотрудничества во всех сферах с союзниками и партнерами России, пресечению попыток недружественных государств воспрепятствовать такому сотрудничеству;

В разделе «Верховенство права в международных отношениях» Концепции прямо указывается механизм формирования универсальных международно-правовых норм:

20. Обеспечение верховенства права в международных отношениях служит одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства, поддержания глобальной стабильности, мирного и плодотворного сотрудничества государств и их объединений, является фактором снижения международной напряженности и повышения предсказуемости мирового развития.

21. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно выполняет свои международно-правовые обязательства. При этом решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

22. Механизм формирования универсальных международно-правовых норм должен основываться на свободном волеизъявлении суверенных государств, а ООН должна оставаться главной площадкой для прогрессивного развития и кодификации международного права. Дальнейшее продвижение концепции миропорядка, основанного на правилах, чревато разрушением международно-правовой системы и другими опасными последствиями для человечества.

23. В целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание:

  1. противодействию попыткам подменять, подвергать ревизии и произвольному толкованию принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г.

P.S.

Украина — «верхи не могут, низы не хотят»?

Дмитрий Медоев 

(https://pda.iarex.ru/news/105138.html)

Уже очевидно всем, что все ещё увеличивающаяся военная накачка Украины ни к чему не приведёт. Это начали понимать и на западе, в первую очередь в Вашингтоне и Лондоне, особенно в Соединённых Штатах, где фактически уже началась предвыборная гонка, в ходе которой, поражение Зеленского — есть неминуемое поражение Байдена-24.

Именно это обстоятельство диктует сегодняшней американской администрации решения по поставкам вооружений Украине, она же и поощряет Зеленского на террористическую деятельность. Европа молчит, её суверенитет раздавлен, её больше нет, за исключением отдельных стран.

В целом же, представляется очевидным, что уже в процессе подготовки Украины к войне, коллективный запад во главе с США допустил ряд ключевых просчётов в оценке военно-политического и финансово-экономического потенциала России, переоценив свои возможности.

Ситуация вокруг зерновой сделки, активизация внешнеполитической деятельности России как на азиатском континенте, так и в Юго-восточной Азии, Африке, не говоря уже о старых добрых контактах в Латинской Америке, всё больше укрепляют авторитет России на международной арене.

На этом фоне становится очевидным, что идеология мирового меньшинства – т.н. «порядок, основанный на правилах» не прижился и не стал универсальным, он всё больше теряет актуальность и сторонников.

Глобальные изменения налицо – мир окончательно переформатируется и оформляется как многополярная система, основанная на цивилизованных отношениях. Похоже, известный принцип второй половины XX века – мирного сосуществования – вновь становится актуальным.

Москва, март 2024г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *