Коста Дзугаев
Просмотры 604

Здравствуйте, уважаемые друзья!

         Предлагаю вашему вниманию первую часть третьего выпуска  видеообращений серии «Синтагма Дзугаева», он называется «Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений». Это название монографии, выпущенной мною в соавторстве с Валерием Дударовичем Дзидзоевым в 2007 году, после монографии о самоорганизации, о которой я вам рассказал в предыдущем, втором выпуске.

Синтагма Дзугаева. № 3. 13.01.2023. «Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений».

         Монография, о которой пойдёт речь – установочная работа непосредственно по теме докторской диссертации, поэтому я отнёсся к ней со всей серьёзностью и старанием, чтобы профессиональные историки приняли к сведению фундаментальность исследований по грузино-осетинской проблематике.

         Участие в монографии североосетинского учёного крупного калибра позволило поставить на издании гриф Российской академии наук, Владикавказского научного центра РАН и Правительства Республики Северная Осетия – Алания, Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, ну а с нашей стороны, естественно, гриф Юго-Осетинского госуниверситета. Научным редактором выступил Юрий Сергеевич Гаглойти (светлая ему память; между нами сложились – особенно в последние годы – глубоко уважительные и доверительные отношения).

Синтагма Дзугаева. № 3. 13.01.2023. «Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений».

         Необходимо сказать и о том, что сама тема исследования обсуждалась с тогдашним Президентом (я работал в то время госсоветником), он поддержал меня в этом начинании, и я посчитал нужным указать это на форзаце книги: «Исследование и издание осуществлено по поручению и при поддержке Президента Республики Южная Осетия Кокойты Эдуарда Джабеевича».

         Насчёт форзаца книги добавлю также, что авторы выразили благодарность за содействие благотворительному Фонду «Фаранк», принявшему участие в финансирование издания.

         Суть нашей с Дзидзоевым работы заявлена во Введении: «Мы сосредоточиваем внимание в первую очередь на анализе конфликтной составляющей исторических взаимоотношений грузинского и осетинского народов». При этом мы подчеркнули, что «задача эта, по всей видимости, столь же неблагодарная, сколь и необходимая».

         Дело в том, что такого исследования никогда и никем не проводилось. Во времена Российской Империи у осетин просто не было для этого профессиональных историков, а при Советском Союзе такие исследования не разрешались, дабы не осложнять идеологему нерушимой дружбы и даже братства грузинского и осетинского народов. В новейшее время, после начала конфликта, появились первые работы югоосетинских специалистов, в порядке оппонирования грузинским историкам, противодействия фальсификации с их стороны истории южной ветви осетинского народа. Но отдельной задачи исследования первопричин конфликтов между двумя соседними народами, повторяю, до того не ставилось: мы с Валерием Дударовичем стали здесь пионерами.

         Мы выразили убеждённость в том, что такой анализ позволит найти подходы к выстраиванию контуров такой историко-политической конструкции, которая позволит устранить саму возможность конфликта – чтобы конфликт стал невыгоден обеим сторонам. Мы считаем, что такое решение, при правильном научном анализе, осуществимо. Ясно, что в нынешней напряжённой обстановке это выглядит чуть ли не фантастично, но мы занимаемся наукой, и исследование конфликтной составляющей взаимоотношений грузинского и осетинского народов считаем необходимым элементом научной картины процесса национального самоопределения южных осетин.

         Введение завершается выражением благодарности коллегам, оказавшим помощь советом или технической поддержкой.

         Глава 1 называется «Ретроспектива этнополитической истории южных осетин с древнейших времён до начала ХХ века». Наш посыл заключается в том, что на Кавказе «на протяжении более чем 2,5 тысяч лет отчётливо прослеживается этногенетический и культурно-преемственный скифо-сармато-алано-осетинский исторический «ствол», вобравший в себя в качестве органичного элемента также и хорошо различимые следы ассимилированных соседних кавказских этносов иных языково-культурных групп». Мы напоминаем, что Скифы – с большой буквы – упоминаются в Новом Завете, наряду с Еллинами и Иудеями.

         Объясняем мы и то обстоятельство, что аланы сами себя аланами не называли – это внешний этноним. Себя они называли асами, этноним этот обширно документирован, например, у таких известных древних авторов, как Страбон, Птолемей, Помпей Трог и другие; на иврите известен в форме «Асиа», а в древнерусских летописях используется форма «яс», у грузин соответственно – «ос».

         История Асии-Алании неотделима от истории христианства – асы получили его из первых рук, от Андрея Первозваного и Симона Канонита.

         Имелась письменность, ныне она неплохо изучена, здесь надо упомянуть работы доктора филологических наук Георгия Фёдоровича Турчанинова.

         Затем в главе описывается столкновение аланов с татаро-монголами, что повлекло за собой трагедию гибели народа, не сумевшего сплотиться для общего отпора врагу, гибели его государства, утраты письменности, ликвидации Аланской Православной митрополии. Огромные массы населения были физически истреблены, значительная часть народа была переселена на Восток, другая часть ушла на Запад в Европу; некоторая часть асов-алан, спасаясь, поднялась в горы к своим соплеменникам, внеся большой, а может быть, и решающий вклад в формирование этнокультурного облика сегодняшних осетин – этноса «ир»; этнос «ир» входил в ядро номенклатуры аланского круга племён, а в Центральной Осетии по месту проживания назывался «туал», или двалы грузинских летописей.

         Здесь мы вступаем в дискуссию с грузинскими историками, отказывающими двалам в принадлежности к осетинам, и вообще отказывающим Южной Осетии как таковой в существовании.

         Соприкосновение с грузинской историей начинается, по мнению ряда авторов, с 7 века до н. э. В первых веках нашей эры рассматривается уже история грузинских царств, здесь бросается в глаза хорошо известное обстоятельство: имена правителей этих царств. Они говорят сами за себя: Фарнаваз, Куджи, Саурмаг, Картам, Асфагур, Ресмаг и многие другие. Ещё в 12 веке в Кахетии имя двух царей – Ахсартан.

         Рассматривается эпоха царственной четы Сослана-Давида Царазона и Тамар, это было время наибольшего расцвета и могущества грузинского государства, находившегося в дружественных политических взаимоотношениях с Осетией. Мы предлагаем своё понимание, свою версию поразительной загадки смерти Сослана-Давида и тайны погребения и его самого, и вслед за ним царицы Тамар, чья могила до сих пор не найдена.

         Монгольский разгром Алании породил миграционные потоки через Главный Кавказский хребет на картлийскую равнину. Одни группы осетин принимались грузинскими князьями охотно, и дали начало осетинским поселениям в Каспском, Горийском, Хашурском и Боржомском районах, причём осетинам была отдана и горийская крепость вместе с поселением. Ныне, в новейший период истории, многовековая жизнь этих общин насильственно прервана, они практически полностью уничтожены.

         Другой миграционный поток составляли профессионально-военные группы-дружины. Вот отсюда берёт начало обострение грузино-осетинских отношений, потому что грузинские правители, осознав, что осетины остались без поддержки разгромленной Алании, начали всё более отчётливое давление на югоосетинские общины; в свою очередь, осетинские воинские группы занялись привычным делом набегов-балцов.

         Этот период остался в памяти и в летописях под названием «особа», что по смыслу означает «господство осетин». Из наших авторов здесь, конечно, в первую очередь надо указать Коста Хетагурова, который посчитал для себя обязательным написать этот труд – он его так и назвал: «Особа». Грузинские авторы также уделяли много внимания этому периоду взаимоотношений, и здесь мы отмечаем одно примечательное явление: все без исключения грузинские историки готовы признавать периоды господства над грузинами персов, греков, арабов, турок – но только не осетин.

         С 1744 года начинается царствование выдающегося грузинского правителя Ираклия 2, старавшегося выстраивать с Осетией и осетинами уважительные отношения. Осетия, как известно, вошла в состав России в 1774 году, а Ираклий сначала заключил с Россией Георгиевский трактат в 1783 году, и лишь в 1801 году Манифестом Александра 1 тогдашняя Грузия была включена в состав России. Ныне грузинскими историками это подаётся как порабощение грузин, на самом же деле это было спасением погибающего народа, численность которого в то время сократилась до 35 000 человек, причём персидские правители намеревались завершить уничтожение грузин.

         Далее в монографии рассматривается очень значимый полувековой период грузино-осетинских отношений, когда грузинские цари и тавады с помощью российских войск пытались подчинить себе южных осетин. Вооружённая борьба шла практически непрерывно, почти каждый год, состоялся ряд карательных экспедиций в югоосетинские ущелья – но добиться своего грузинским властителям не удалось: в 1852 году российская царская власть объявила осетин казёнными крестьянами, т. е. свободными от грузинских феодалов.

         Заканчивается первая глава разбором весьма примечательной книги грузинского историка Закария Чичинадзе «История Осетии по грузинским источникам» (https://bookskeeper.ru/knigi/istoriya/123857-istoriya-osetii-po-gruzinskim-istochnikam.html).

Синтагма Дзугаева. № 3. 13.01.2023. «Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений».

Автор был не только профессиональным историком, но и порядочным человеком и истинным патриотом Грузии, понимавшим необходимость добрососедских отношений с осетинами. Книга его ценна тем, что проливает определённый свет на тёмный период осетинской истории, со времени монгольского разгрома до вхождения в состав России. Эти века крайне скупо отражены в исторических источниках, тем более, что грузинские власти, и светские, и особенно церковные, прилагали все усилия для стирания всякой памяти об истории Осетии – и это документально доказано и широко известно. Тем ценнее книга Чичинадзе, изданная в 1915 году, и переизданная повторно лишь в 1993 году у нас в Цхинвале. Автор пишет об осетинах такое, что грузинские коллеги-историки объявили его психически нездоровым, а его рукописи в большинстве были украдены и уничтожены. Прочитайте его книгу, и вы поймёте причину такой суровости его соплеменников.

         Заканчивается глава краткими выводами.

         На этом и я закончу первую часть видеообращения, при этом поздравляю вас с Новым, 2023 годом – пусть он будет для нас всех хорошим. Нæуæг аз нын нæ Ирыстонæн нæуæг фарн æрхæссæд!

         Æз уарзын цард –

                   рæстаг æмæ хуымæтæг.

Мæ Ир вæййы

                   кæд-фæнды дæр мæ мæтаг.

Фæлæ йын хорз цы саразон –

                   нæ зонын…

йæ разы ʹрмæст

                   æркъæдз кæнын мæ зоныг…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *