A-profound-and-serious-conceptual-artwork-illustrating-the-paradigm-of-self-organization
Просмотры 167

Рецензия на монографию доцента кафедры философии Юго-Осетинского государственного университета им. А.А. Тибилова К. Г. Дзугаева: «Парадигма самоорганизации: философский, историко-социальный и политологический аспекты».

Настоящая монография посвящена одному из фундаментальных понятий синергетики парадигме самоорганизации в ее широком применении и представляет собой комплексное исследование, B котором изучены актуальность данной проблемы. Одним развивающихся и перспективных духовно-практических способов общественно-исторической рефлексии является парадигма самоорганизации. В книге на богатом материале исследуются философские И общенаучные основания современной парадигмы самоорганизации, обосновывается категориальный статус понятия самоорганизации и предлагается его философское определение. Автор представляет свое понимание самоорганизационной парадигмы и ее применение к анализу социальных (исторических) объектов-процессов. К.Г. Дзугаев предлагает использовать самоорганизацию в качестве рабочего философского инструмента для изучения социума, применение синергетических, точных методов к исследованию социальных процессов, научному анализу альтернатив исторических путей-событий. В монографии показано применение парадигмы самоорганизации к разрешению различных вопросов Универсальной истории, к осмыслению «вертикали Панова-Снукса». Приведены примеры историко-политологического рассмотрения конкретно-исторических ситуаций с использованием самоорганизационного подхода. Исследователь рассматривает сущностные связи понятия-категории самоорганизации с рядом не только философских, но и общенаучных понятий, а также с некоторыми проблемами интегративного характера. Это позволило высветить различные смысловые грани самоорганизации, включая, и ее социальное понимание. Именно в этом заключается новизна и особенность монографии, поэтому полезность материала не вызывает сомнений. Актуальность самоорганизационного подхода для политической и общественной практики акцентировано проявляется на примере Республики Южной Осетии. Тем самым, монография, является первой работой, освещающей фундаментальные методологические проблемы. Автор доступным языком анализирует проблемы и прекрасно демонстрирует научной общественности исторический материал. Трудно назвать другого исследователя, который так хорошо был бы знаком с данной темой, выполнил просветительскую миссию и приложил столько усилий для ознакомления с нею своих коллег, да и более широких читательских кругов. Проблемы синергетики рассматривались в точных науках, но К. Г. Дзугаев идет дальше и рассматривает в общественных науках. Данная монография продвинула вперед, расширила исследование в области парадигмы самоорганизации. Судя по сложности, многогранности раскрытия темы, она не нова для автора. Его диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук называлась «Самоорганизация как сущностный механизм прогрессивного развития». Он подчеркивает необходимость продолжения исследования в связи с исключительной эффективностью воздействия самоорганизационных методов на общественные процессы. По данной теме автором опубликованы работы, в которых отражены результаты проведенного исследования.

Актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы. Автор исходит из ситуации, которая сложилась к настоящему времени в литературе по теме самоорганизации. Он предлагает мнение различных исследователей о понятии, приводит подборку результата исследований и мнений. Особое значение имеют классические работы, в которых даются общетеоретические основания проблемы. Вместе с тем слабо исследованным остается историко- социальный, политологический аспекты. С точки зрения методологии исследования, К. Г. Дзугаев опирался на классические работы. В монографии приведены данные многочисленных И разносторонних исследований, проведённых автором, позволяющие глубже понять суть самоорганизации. Привлечены материалы исследований по философии, политологии. Тема данного исследования находится на пересечении многих научных проблем. Кроме основной философской, в научный оборот вводятся работы по другим наукам. В последние годы меняется отношение к проблеме самоорганизации, что дает возможность глубже изучить процессы.

Цель и задачи исследования обусловлены степенью разработанности проблемы:

-определение места понятия самоорганизации в категориальной «сети» освоения человеком окружающего мира;

-выделение принципов самоорганизации систем, опираясь на законы диалектики; рассмотрение через призму самоорганизации возникновения, нарастания и разрешения диалектического противоречия;

-рассмотрение взаимосвязи самоорганизации с проблемой направленности развития, проведение с позиций парадигмы самоорганизации анализа телеологических воззрений;

-анализ специфики самоорганизации социальных систем, выявление неразрывной связи понятия самоорганизации с понятиями цели и целеполагания, с понятием социогенеза; политическая самоорганизация общества.

Научная новизна. Впервые предпринята попытка исследовать проблемы в новом аспекте. Во-первых, новые средства и методы изучения объективной реальности и наработанный с их помощью естественнонаучный материал, особенно в физике, химии, биологии, космологии, Выявляют самоорганизирущуюся природу изучаемых ими объектов; адекватное объяснение и этой природы качественно новой для познания требует философско- методологического исследования парадигмы самоорганизации. Во-вторых, развитие производительных сил комплексов, понимание характеризуется появлением вычислительных машин, ускоряющееся развитие нанотехнологий, производительных преобразование на сил принципиально новый уровень. В-третьих, качественное преобразование основ общественного бытия неразрывно связано с соответствующими преобразованиями самого общества, особую значимость этот процесс социальной самоорганизации имеет для России, находящейся на очередном переломе своего исторического пути, и по самой сути вещей нуждающейся в обретении возможности контролируемого преобразования социума, а не стихийного развертывания имеющегося процесса.

Структура книги. Монография состоит из введения, трех глав, приложения, заключения и оглавления, список литературы включает названия. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, дается характеристика степени разработанности проблемы в научной литературе, формулируется основная цель и задачи исследования.

В первой главе книги «Самодвижение-саморазвитие-самоорганизация» помещены материалы, посвященные теоретическим аспектам данной проблемы. Расшифровывается понятие самоорганизации, конкретные понятийно-категориальные анализа средства Феномена самоорганизации, смысловые связи, понятие самоорганизующейся системы необходимого условия становления понятийного аппарата парадигмы самоорганизации. Делается экскурс в историю вопроса.

Во второй главе «Самоорганизация единый закономерный мировой процесс» рассматривается проблема развития, как философской категории, выделяется три концепции: развитие как круговорот, развитие как необратимые качественные изменения и развитие как бесконечное восхождение от низшего к высшему, раскрывается понимание саморазвития мира. Во втором параграфе: «Самоорганизация материи: диалектика прогресса и регресса» автор исследует, какие следствия влечет за собой последовательное применение этого понятия и какие есть об этом мнения. Он делает вывод, что в саморазвитии-самоорганизации материи, в неисчерпаемом множестве взаимодействующих объектов-процессов онтологически наличествует тенденция направленного движения от низшего к высшему. В третьем параграфе «Самоорганизация как механизм самопорождающейся природы материи» автор предлагает три основных типа самоорганизации, триединство непосредственных способов самоусложнения материи.

B третьей главе «Самоорганизация социальной формы движения рассматривается самоорганизация социальной формы движения материи. Отмечается, что задача изучения социальной формы движения, есть, прежде всего, задача изучения общественной жизни как единого целого. К. Г. Дзугаев считает, что философские исследования по проблемам самоорганизации способны в новом свете рассмотреть актуальные вопросы общественной проблематики, помочь выработать ясное понимание не только непосредственно практических задач, но задач общетеоретического плана. Помимо этого отмечается о роли человеческого фактора, прояснения его реального, истинного значения. Во втором параграфе «Социальная форма движения в мировом процессе самоорганизации» рассматривается социальная форма движения в мировом процессе самоорганизации, вопрос о космической роли разума, о возможности существования значительно более высокоорганизованных форм материи, чем ныне известные. Решение этого вопроса оказывает решающее влияние на общую картину мира, составляющую неотъемлемый элемент научного мировоззрения. Исследователь выделяет три основных составляющих, три слоя логико-гносеологического анализа картины Мира как формы естественнонаучной информации фактуально-эмпирический, теоретико-методологический И философско-мировоззренческий. B Третьем параграфе «Человечество в контексте Универсальной истории» отмечается о росте интереса в европейских и американских научных кругах к исследованиям альтернативных сценариев истории. Представителями парадигмы самоорганизации в отношении изучения общества ставится задача создания теоретической истории «достраивания» этой науки аналогично созданию теоретической физики, теоретической химии, теоретической биологии. Центральная проблема синергетики взаимоотношение порядка И хаоса. Синергетический анализ сложно организованных иерархических систем дает сильный результат и в социальных процессах. Автор пишет, что синергетика в науках об обществе первоначально имела негативный результат. Некоторые авторы выступают с критикой использования синергетических методов в исследовании общества. Среди них В. Б. Губин. Автор монографии уточняет, что увлечение синергетикой является естественным следствием ее впечатляющих успехов в исследовании неравновесных, нелинейных, динамических процессов в точных науках. Экспансия синергетического подхода и в сферу общественных наук, истории процесс закономерный, в этом нет ничего необычного. Аналогичную синергетическим методам роль играют в историческом знании и другие методы физики, химии, филологии, археологии. Он высказывает мысль о возможном применении самоорганизационных методов к анализу социумных феноменов. А также о существовании множества вариантов дальнейшего развития общественной системы.

В приложении автор рассматривает несколько показательных примеров: парадигма самоорганизации в Российской революции, поражение социализма в СССР, распад СССР, грузино-осетинский конфликт. К. Г. Дзугаев отмечает о важности самоорганизационной проблематики для межнациональных отношений, и тем более для этнополитических конфликтов. Завершая свое исследование, он приводит цитату А. Б. Венгерова, с которой он солидарен: «Учитывая роль самоорганизации в межнациональных отношениях, очевидно, что одной из наиболее правильных политических стратегий в этой сфере было бы этническое саморегулирование. Следует до минимума свести попытки как-то навязывать представления и ценности третьей стороны непосредственным участникам этнических конфликтов».

Можно констатировать, что автор хорошо справился с задачей и далеко превзошел намеченное, обозначив многие серьезные проблемы. Данная монография является дополнительной литературой для аспирантов при сдаче кандидатского минимума по «Истории и философии науки». В то же время книга рассчитана на широкий круг читателей.

Рецензия на монографию  К. Г. Дзугаева: «Парадигма самоорганизации: философский, историко-социальный и политологический аспекты»
Скан 1
Рецензия на монографию  К. Г. Дзугаева: «Парадигма самоорганизации: философский, историко-социальный и политологический аспекты»
Скан 2
Рецензия на монографию  К. Г. Дзугаева: «Парадигма самоорганизации: философский, историко-социальный и политологический аспекты»
Скан 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *