Коста Дзугаев
Просмотры 921

УДК 94 (479.22)

ГОРОД-ГЕРОЙ ЦХИНВАЛ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Дзугаев К. Г.

Кандидат философских наук ЮОГУ, г. Цхинвал, Южная Осетия

         Аннотация. Статья посвящена изучению основных этапов социально-политического развития города Цхинвал. Особое внимание в нейуделено истории города в новейшее время: процессу становления города как административного центра Южной Осетии, проблемам развития Цхинвала в период правления И. Сталина, советской и современной политике Грузии в регионе и др.

         Ключевые слова. Цхинвал, город-Герой, Россия, Грузия, Южная Осетия.

         HERO CITY OF TSKHINVAL: HISTORY AND MODERNITY

Dzugaev K. G.

Candidate of Philosophical Sciences, South Ossetian State University, Tskhinval, Republic of South Ossetia

         Annotation. The article is devoted to the study of the main stages of the socio-political development of the city of Tskhinvali. Particular attentionis paid to the history of the city in modern times: the process of formation of the city as the administrative center of South Ossetia, the problems of thedevelopment of Tskhinvali during the reign of I. Stalin, Soviet and modernpolicy of Georgia in the region, etc.

         Keywords. Tskhinval, Hero city, Russia, Georgia, South Ossetia.

                Введение

         Цхинвал – столица Республики Южная Осетия, государства на южных склонах Главного Кавказского хребта. Республика была провозглашена 20 сентября 1990 г., и признана Россией 26 августа 2008 г., после отражения агрессии Грузии против Южной Осетии и принуждения агрессора к миру. Цхинвал получил мировую известность, а война «08.08.08» стала для России своего рода «Рубиконом», после чего началось её державное возрождение. Следовательно, Цхинвал имеет особое политико-символическое значение для России, его состояние выступает безошибочным маркером состояния самой России. Международный интерес к Цхинвалу и РЮО в целом сохраняется и даже растёт в связи с изменениями в российско-грузинских отношениях.

История Цхинвала, согласно грузинским источникам, начинается в глубокой древности. Известный осетинский историк Ю.С. Гаглойти поддерживает мнение о том, что город был основан царём Асфагуром, представителем иранской (сасанидской) династии Аршакидов, в 261 – 265 гг. н.э. [1]

         Этнический состав населения Цхинвала был разнообразен. В надёжно документируемый период истории основными этническими группами были армяне, грузины, евреи (сефарды, с начала 20 века и ашкенази) и осетины, составлявшие каждая свои слободы (кварталы); однако присутствовали также славяне (русские, украинцы, белорусы), греки, азербайджанцы (тюрки, в Цхинвале их называли татарами), было поселение аварцев (квартал «лекис-убани») [2]. Нынешний юго-западный квартал Цхинвала с экзотическим названием «Шанхай» также получил своё имя не с потолка: в 20-х гг. 20 века там проживало какое-то количество китайцев, участвовавших в революционных процессах в Осетии (на Севере Осетии во Владикавказе есть даже Площадь имени китайских добровольцев), однако впоследствии выехавших на историческую родину.

         Социальная общность, формировавшаяся в Цхинвале столетиями, но особенно интенсивно в советский период, имела ярко выраженную специфику. Этнограф Р.П. Кулумбегов отмечает: «Но главная особенность Цхинвала – прежде всего люди, его населяющие. Город стал тем плавильным котлом, в котором нивелировалась национальная обособленность и возникает новая генерация – «цхинвалец». Это человек, любящий и защищающий свой родной город, вне зависимости от национальности и социального статуса» [2]. Социометрический и культурологический анализ позволяет утверждать о возникновении в Цхинвале к концу советского периода феномена «народа-семьи» [3, с. 19 – 22], характеризующегося чрезвычайной плотностью социальных связей, решительным преобладанием коллективистского мировоззрения и высоким нравственным уровнем.

         В ходе революционных потрясений 1917 – 1921 гг. контроль над Цхинвалом переходил из рук в руки между грузинским меньшевистским правительством и югоосетинскими повстанцами, политически возглавляемыми большевиками. Наконец, 8 июня 1920 г. югоосетинские революционеры, штурмом взяв Цхинвал, объявили Советскую власть, однако тбилисское правительство собрало все имеющиеся силы и приняло решение ликвидировать «югоосетинскую Вандею»: так совершился геноцид южных осетин 1920 г., когда грузинским войскам удалось уничтожить Южную Осетию физически, истребив и изгнав осетинское население. Не успевшие бежать от грузинских карателей цхинвальские осетины были перебиты, случайно выжившие – выселены.

         Вскоре ситуация в самой России переменилась, центральная власть укрепилась, и настала очередь советизации Грузии: в феврале 1921 г. в Цхинвал вошли части югоосетинской бригады, сформированной во Владикавказе из отступивших туда летом 1920 г. повстанцев-осетин. Решениями новых властей Цхинвал стал административным центром образованной Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской Советской Социалистической Республики, Союза Советских Социалистических Республик.

         Ясно, что национальный состав Цхинвала в ходе этих потрясений существенно менялся, и хотя доля осетинского населения постепенно росла, ещё в 1929 г. в партийных документах констатировалось, что «почти половина населения города евреи» [4], и ввиду тяжёлого социально-экономического положения они нуждаются в отдельных мерах поддержки.

         Имя И.В. Сталина также не осталось в стороне от цхинвальской истории. Югоосетинскому партийному руководству было известно, что Сталин бывал в Цхинвали, но лишь в 1957 г. этому было найдено документальное подтверждение: «В 1957 году были записаны воспоминания жителя Цхинвала И. Абуладзе о пребывании Сталина в Южной Осетии. Самое интересное, что слова очевидца были закреплены подписями свидетелей разговора и… заверены нотариусом.

СПРАВКА

Я, Абуладзе Иполит Михайлович, рождения 1874 года как участник революционного движения 1905-1907 гг. помню, что весной 1905 года Сталин Иосиф Виссарионович приехал в Цхинвал и собрал революционеров Цхинвальского района (чел. 50-60 осетин, грузин, армян и др.) и проводил с ними беседу. В это время наблюдатели передали, что округу обходят казаки. Необходимо было укрыть Сталина. Река Лиахва была полноводная и Сталин переплыть ее не мог. Семен Петрович Тер-Петросов вызвался переправить его через реку.

– А ты не утопишь меня, друг? – шутя спросил его Сталин.

– Не беспокойтесь, не первый раз переправляю людей через эту буйную реку! – также шутя ответил Тер-Петросов.

– Пошли!

Когда Тер-Петросов переправил Сталина на противоположный берег реки Лиахва, мы обрадовались и разошлись. Казаки обыскали дома и не обнаружили никого из революционеров и с досадой уехали в Гори. Через некоторое время кто-то донес казакам, что Сталина переправил через реку Семен Тер-Петросов и спас его. Они приехали в Цхинвал для ареста Семена Тер-Петросова. И когда они установили, что Тер-Петросов скрывается в селе Кусрет и окружили его. Но он спрятался в дымоходе камина. Казаки обыскали дома села и не обнаружили Семена Тер-Петросова, от злости избили сельчан и уехали.

При беседе присутствовали: Абуладзе Вера Александровна, Петросов Пето Семенович, что и подтверждаю.

Запись произвел Н. Гаглоев.

За неграмотного и слепого расписывается по просьбе Абуладзе Иполита Михайловича гр-н Еналдиев Николай Давидович, прож. в гор. Сталинире по ул. Ленина № 20 при свидетелях: 1) Хачатурова Отария Шалвовича, прож. по ул. 8-го Июня, пер. 3, дом № 6. 2) Догузова Григория Степановича, ул. 8-го Июня №29 и 3) Абуладзе Елена Архиповна.

Подписи.

Заверено нотариусом Н. Томаевой 26.XII.1957 года.

Как видим, судьба благоволила Сталину, помогла ему спастись не только от казаков, но и от того, чтобы не утонуть в бурной реке» [5].

В документе обращает на себя внимание то обстоятельство, что на момент его составления Цхинвал назывался Сталиниром. С переименованием города тоже связана своя, весьма характерная для того времени, история. Югоосетинское руководство приняло решение переименовать Цхинвал в Сталинир Постановлением 9-го съезда Советов Юго-Осетинской автономной области [6, л. д. 1], и направило его в ЦИК СССР.

Далее, на листе дела 2, справка по вопросу: «Постановления Президиума ЦИК СССР не было. 9/III  1932», т. е. вопрос не прошёл через влиятельного секретаря ЦИК, противника Сталина, А. Енукидзе. Затем идут три запроса (!) из Секретариата Президиума ЦИК Союза ССР (В. Сотсков) в НК связи СССР с просьбой «сообщить заключение по существу возбужденного ходатайства». На последнем резолюция: «Напомнить 30/IV-1932; одно в ЦИК ЗСФСР».

28 марта 1932 г. состоялось заседание Малого Президиума ЗАК ЦИКа, на котором постановили удовлетворить ходатайство ЦИК ССРГ и возбудить ходатайство перед ЦИК Союза ССР (л. д. 6), о чём секретарь ЗАК ЦИКа т. Султанов сообщает секретарю ЦИК Союза ССР т. Енукидзе 5 апреля 1932 г. (принято 13 апреля, л. д. 7). В свою очередь, НК связи сообщает в Секретариат Президиума ЦИК Союза ССР, что «НКСвязи не возражает против переименования г. ЦХИНВАЛ в «СТАЛИНИР»» [6, л. д. 9].  

Все формальности соблюдены, однако:

«Протокол №39 от 13 мая 1932 г. заседания Секретариата ЦИК СССР.

Ходатайство Президиума ЦИК ЗСФСР о переименовании гор. Цхинвали в гор. «Сталинир». Дело № 025/11.

Отложить.

Секр. ЦИК Союза ССР  (А. Енукидзе)» [6, л. д. 12].

Т. е. дело было отправлено в архив, с надписью (резолюцией) «до нового возбуждения дела».

Бюрократически похороненный вопрос, тем не менее, бюрократически же возникает вновь: управделами ЗАК ЦИК, где вопрос находится на контроле, также трижды (!) обращается в Секретариат Президиума ЦИК СССР с просьбой «сообщить, в каком положении находится ходатайство ЗАК ЦИК перед Президиумом ЦИК СССР о переименовании (…)» — 9 мая, 2 июня и 26 июня. 8 июля 1932 г. – ответ: Секретариат Президиума ЦИК Союза ССР (В. Сотсков) «сообщает, что этот вопрос согласовывается тов. Енукидзе в соответствующих инстанциях».

ЗАК ЦИК упорствует, и 29 ноября 1932 г. напоминает Секретариату Президиума ЦИК Союза ССР о вопросе, который «согласовывается в соответствующих инстанциях». 22 декабря 1932 г. ЗАК ЦИК ещё раз «просит ускорить ответ на наше отношение от 29 ноября», не зная, что В. Сотсков (подчинённый А. Енукидзе) своим распоряжением отложил вопрос с напоминанием на 13 января 1933 г.

Но 14 января 1933 вопрос вновь отложен – до конца 3-й сессии ЦИК Союза ССР – в ответ на очередное обращение из ЗАК ЦИКа 14 января 33 г.

Далее в деле появляется ещё один в своём роде уникальный документ – справка: «Вл. Ив. (Игнатьев. – К. Д.) говорил на секретариате 13/II-33 с тов. Тагиевым по вопросу переименования гор. Цхинвал в гор. «Сталинир»; он обещал договориться с ЗАКЦИКом о том, чтобы больше не писали к нам запросов. 13/II-33 г. И. Медведев» (л. д. 24), т. е., судя по всему, А. Енукидзе старается закрыть вопрос, что называется, по-свойски, упорно не желая утвердить переименование Цхинвала по имени ненавистного ему Сталина. На справке отметка: «Напомнить 3 марта 1933», и пометка ещё одной даты – 4 августа 1933 г., когда бумагу потревожили очередной раз.

Наконец, с вопросом решили расправиться окончательно, и в деле появляется следующий документ: «Слушали: Представление ЦИК автономной области Юго-Осетии о переименовании г. Цхинвали в г. Сталинир. (Вн. ЦИК ЗСФСР)

Постановили: Снять с обсуждения.

          25 февраля 1934

консультант (С. Елинер)» [6, л. д. 25].

А затем происходит чудесное преображение, и последним документом в деле [6, л. д. 27] является «Постановление Президиума ЦИК Союза ССР «О переименовании гор. Цхинвали в гор. «Сталинир»»»:

«Президиум Ц. И. К. Союза ССР постановляет:

Удовлетворить ходатайство IX съезда советов автономной области Юго-Осетии и переименовать гор. Цхинвали, центр этой области, в гор. Сталинир.

Председатель:   (М. Калинин)

 Секретарь:         (А. Енукидзе)

Москва, Кремль, 17 марта 1934 г.»

В своей с В.Д. Дзидзоевым монографии [7, с. 224] мы ставим закономерный вопрос: «Что же произошло к марту 1934 г. такого, что вопрос появления на карте СССР города под названием «Сталинир», положительному решению которого столь долго и открыто препятствовал А. Енукидзе, вдруг в одночасье решился? Ответ известен: И.В. Сталин добился стратегического преимущества в борьбе со своими врагами, и вскоре (19 июля 1934 г.) направляет членам Политбюро письмо «О статье Ф. Энгельса «Внешняя политика русского царизма»» с беспрецедентной критикой неприкасаемого дотоле классика коммунизма. А. Енукидзе был уничтожен в ходе этой беспощадной борьбы за власть, и ныне предстаёт в качестве «жертвы сталинизма»» [7, с. 224]. По поводу «невинной жертвы Авеля» Е.А. Прудникова с понятной иронией отмечает: «Но ведь реабилитированная «жертва сталинизма» Авель Енукидзе насиловал 10-12-летних девочек, и никто по этому поводу не бьётся в истерике» [8, с. 404]. Остаётся добавить, что (Южную) Осетию А. Енукидзе называл не иначе, как «клоака» [9, л. 32 — 36].

23 ноября 1961 г. городу Сталинир решением исполнительного комитета Юго-Осетинской автономной области было возвращено прежнее историческое название – Цхинвали [10, л. 129; опубликован также в [11, с. 17 — 18]]. Очевидно, что сделано это было по велению другого сталинского ненавистника – Н.С. Хрущёва.

К концу советского периода численность населения Цхинвала составляла 42 000 человек, из которых приблизительно две трети были осетины и одна треть грузины, что в целом соответствовало пропорции по Юго-Осетинской автономной области. Очередные резкие изменения начались вместе с началом вооружённой фазы грузино-осетинского конфликта: 6 января 1991 г. в Цхинвал вошли около 3000 грузинских милиционеров, разбавленных выпущенными из тюрем уголовниками (!) и приданными в качестве «комиссаров» активистами грузинских национал-экстремистских организаций, почти все – сторонники З. Гамсахурдиа. Здесь важно подчеркнуть то весьма знаковое обстоятельство, что 3 – 4 января подавляющее большинство цхинвалских грузин, подчинившись установке из Тбилиси, скрытно покинули Цхинвал с тем расчётом, чтобы после его зачистки от осетинского населения вернуться в «освобождённый» город. Действительность, однако, оказалась отрезвляющей: после первых выстрелов по безоружным горожанам осетины мгновенно организовали отряды самообороны и ответили захватчикам огнём. Боестолкновения в Цхинвале, затихавшие днём при патрулировании города бронегруппами Внутренних войск союзного подчинения, разгорались в тёмное время суток; спустя двадцать дней, не выдержав непрерывных потерь, грузинские подразделения 26 января вышли из Цхинвала. Началась блокада города, война перекинулась на сельские районы Южной Осетии.

Покинувшее Цхинвал грузинское население, естественно, обратно уже не вернулось, понимая, что предательство вчерашних соседей прощено не будет. Вместе с тем многие десятки грузинских семей, оставшиеся в городе и разделившие с осетинами тяготы и лишения блокады, сохранили нормальные межэтнические отношения и никаких преследованиям со стороны осетин не подвергались; более того, свидетельствую в качестве «включённого наблюдателя», что осетины – соседи оставшихся грузинских семей – защищали их в случае каких-либо криминальных проявлений (впрочем, обозначившаяся уголовная преступность этнических различий между своими потенциальными жертвами не делала).

С этого времени осетины начали использовать название города исключительно в написании «Цхинвал», т.е. без грузинского окончания «-и». Грузинская сторона в конфликте, естественно, настаивала на своём написании; те или иные участники всего комплекса российско-осетино-грузинских отношений большей частью предпочитали писать название через чёрточку: «Цхинвал/и».

Война продлилась полтора года, и была остановлена вводом трёхсторонних Миротворческих сил 14 июля 1992 г.; при этом Цхинвал выдержал многомесячные ракетно-артиллерийские обстрелы, каждый день убивавшие и калечившие десятки людей, а защитники города сумели отбить несколько штурмов, предпринятых грузинскими боевыми соединениями.

Затем наступила мирная полоса, Цхинвал начал оживать, залечивать нанесённые войной раны; продвигался неторопливо, но уверенно процесс урегулирования грузино-осетинского конфликта, и дело шло к нахождению взаимоприемлемой формы политического компромисса – когда «американскими партнёрами» был произведён в Тбилиси государственный переворот и у власти поставлен М. Саакашвили.

Началось новое обострение отношений. После успешного восстановления контроля над Аджарией грузинский лидер решил повторить успех в «Цхинвальском регионе», или «Шида Картли» — этими и другими эвфемизмами тбилисские националисты обозначали бывшую уже, по их мнению, Южную Осетию.

В Цхинвале понимали растущую опасность, и готовились к отпору.

Первая проба сил состоялась летом 2004 г., в августе: грузинские подразделения захватили одну из ключевых высот (у осетин называемую «Паук») возле Транскавказской автомагистрали, с намерением отсечь Цхинвал от Рукского тоннеля, а сам тоннель заблокировать. Угроза была ликвидирована: ответным ударом грузинские войска были изгнаны с захваченной высоты, а затем последовало дипломатическое предупреждение из Москвы о недопустимости силового решения «югоосетинского вопроса», сопровождавшееся пролётом двойки российских истребителей над Южной Осетией. М. Саакашвили отдал приказ отвести войска.

Намерения, между тем, остались прежними, и грузинская сторона с помощью США и их сателлитов начала масштабную подготовку к военному вторжению в Южную Осетию. Параллельно строительству вооружённых сил, грузинские спецслужбы начали совершать регулярные террористические акты против осетин, убивая людей без разбору приблизительно каждые сорок дней, т.е. с таким расчётом, чтобы народ от одних похорон вынужден был переходить к следующим. Это была политика государственного терроризма преступного режима М. Саакашвили.

Воля южных осетин к сопротивлению долгих четыре года подвергалась сильнейшему давлению, и к лету 2008 г. состояние массовой психологии выражалось расхожей поговоркой «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Поэтому, когда в ночь на 8 августа 2008 г. режим М. Саакашвили начал геноцидную агрессию против Республики Южная Осетия, её защитники восприняли начавшиеся боевые действия скорее даже с облегчением.

Поначалу грузинское вторжение развивалось успешно, войскам агрессора удалось захватить осетинские сёла вокруг Цхинвала, и ворваться в сам город. Но в Цхинвале они столкнулись с готовностью осетинских подразделений сражаться насмерть. Автор в качестве ополченца находился в составе подразделения пограничников на южной окраине Цхинвала, и опять-таки в статусе «включённого наблюдателя» свидетельствую: молодые мужчины, принявшие бой, проявили поразительную выдержку и собранность, и в беспощадных уличных боях сломили наступательный дух грузинской армии вторжения. К концу дня, когда начинало вечереть, грузинские войска были выбиты из Цхинвала, а на следующий день отражены попытки новых прорывов.

Таким образом, силовым структурам созданного южными государства, с поддержкой ополченцев, удалось двое суток продержаться в единоборстве с грузинской армией натовского образца, до подхода спасительной 58-й армии России, прошедшей через Рукский тоннель и в течение трёх суток разгромившей грузинскую военную машину.

Об этой войне «08.08.08» автором в ещё дымящемся Цхинвале был написан и отправлен в Москву, в Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (СЭМРПК, руководитель – академик РАН В.А. Тишков), пожалуй, самый дорогой для меня как эксперта материал [12, с. 9 — 11]. На пятую годовщину отражения агрессии и признания РЮО Россией (и несколькими другими государствами) опубликован также аналитический материал об этой войне [13, с. 130 – 147].

23 ноября 2009 года Указом Президента Республики Южная Осетия Э.Д. Кокойты за мужество, стойкость и героизм, проявленные народом и защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, столице Южной Осетии городу Цхинвал присвоено почетное звание города-Героя [14].

Ныне город-Герой Цхинвал под покровительством России радикально отстроен и продолжает планомерно развиваться, становясь всё более современным административно-управленческим, культурным и экономическим центром Республики Южная Осетия. Союз с Россией, неразрывное единение наших народов – верный залог дальнейшего процветания столицы югоосетинского государства.

         Литература:

  1. Техова Дз. Древний и многонациональный город // СПУТНИК – Южная Осетия. 3. 12. 2021; https://sputnik-ossetia.ru/20211203/drevniy-i-mnogonatsionalnyy-gorod—uchenyy-iz-yuzhnoy-osetii-rasskazal-ob-istorii-tskhinvala-14856322.html.
  2. Кулумбегов Р. Город Цхинвал во времени и пространстве // Южная Осетия. 22. 07. 2017; https://ugo-osetia.ru/obshhestvo/gorod-tskhinval-vo-vremeni-i-prostranstve.
  3. Дзугаев К.Г. Концепт «народ-семья» в анализе новейшей истории Южной Осетии // Вестник Владикавказского научного центра. Т. 19. № 2. 2019. С. 19 – 22; http://vestnik-vnc.ru/Portals/141/2019-22/vnc-2019-2-055.pdf?ver=uChQ7X654iaOd-Wc3nbkTQ%3d%3d.
  4. Политотдел Центрального Государственного Архива Республики Южная Осетия (ПО ЦГА РЮО). Ф. 1, оп. 1, д. 209, кор. 12. Л. 14.
  5. Кулумбегов Р.П. Цхинвальская переправа Сталина через Лиахву // Республика. 1.10.2020;  http://www.nykhas.ru/878174/ckhinvalskaya-pereprava-stalina-chere/?fbclid=IwAR2OVXPjrkMNJJ3Z2MDz2yhLIQ8rodSTLLYifYci6-e5mmaM74zUI5OYftg.
  6. ГАРФ. Ф. 3316, оп. 18, ед. хр. 266, л. д. 1. Дело № 025/11 «О переименовании столицы автономной области Юго-Осетии г. Цхинвали в г. «Сталинир» (В Новой ред. «О переименовании г. Цхинвал в гор. Сталинир»)».
  7. Дзидзоев В. Д., Дзугаев К. Г. Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений. Цхинвал, 2007.
  8. Прудникова Е. А. Сталин. Второе убийство. СПб., 2004.
  9. ПО ЦГА РЮО. Ф. 1, оп. 1, д. 5.
  10. ЦГА РЮО, ф. 4, д. 1001.
  11. Развитие народного хозяйства и культуры Юго-Осетинской автономной области. Сборник документов и материалов (1956 – 1965 гг.). Т. V. Цхинвали, 1981.
  12. Дзугаев К.Г. Геноцидная война в Южной Осетии // СЭМРПК. Бюллетень № 80. М., 2008. С. 9 – 11 (специальный выпуск). Повторно опубликованы материалы «Важность потенциала (июнь 2008)», «Уровень осведомленности западных экспертов о конфликте по-прежнему низкий (ноябрь-декабрь 2007)», «Положение стабильно напряжённое (июль-август 2007)», ««Параллельное правительство» Д. Санакоева и вступление Грузии в НАТО (март-апрель 2007)», «Воля народа (выборы и референдум (ноябрь-декабрь 2006)», «Проблема признания Республики Южная Осетия: приближение к развязке (май-июнь 2006)», «Южная Осетия: 2006 год – решающий (январь-февраль 2006)», «В Южной Осетии продолжается война (май-июнь 2005)», «Приглашение в прошлое – воспоминания о будущем? (январь-февраль 2005), «Южная Осетия: напряжённость растёт (июль-август 2004)», «Южная Осетия: обострение после выборов (май-июнь 2004)». Опубликован также в журнале «Дарьял», 2009, № 5, с. 147 – 153 под названием «Пять дней войны: продолжение геноцида»; http://www.darial-online.ru/2009_5/dzugaev.shtml).
  13. Дзугаев К.Г. Русский Медведь // Дарьял. № 2. 2013. С. 130 – 147; http://www.darial-online.ru/2013_2/ dzugaev.shtml.
  14. Цхинвал Город – Герой // Официальный сайт Администрации Президента РЮО; https://south-ossetia.info/cxinval-gorod-geroj/.
ГОРОД-ГЕРОЙ ЦХИНВАЛ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГОРОД-ГЕРОЙ ЦХИНВАЛ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Документ о «Сталинской переправе через Ляхву»
ГОРОД-ГЕРОЙ ЦХИНВАЛ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Водка «Сталин» цхинвалского производства. На этикетке фотография памятника Сталину на Театральной площади Цхинвала, уничтоженного во время «хрущёвской слякоти».

Дзугаев К. Г. Город-Герой Цхинвал: история и современность // Северокавказский город как пространство социально-экономического развития и межкультурного диалога (к 300-летию г. Нальчика). Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. Нальчик-Эльбрус, 2023 г. С. 23 – 33.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *