Просмотры 815

   Древнее христианское предание сообщает: когда воскресший Иисус послал апостолов проповедывать Евангелие всем народам, то они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мария, мать Иисуса, потребовала, чтобы и она приняла участие в метании жребия: ей выпала страна под названием «Иверия» (1).

  Идти самой на проповедь апостолы ее не пустили, но сказали: избери кого-нибудь из нас, чтобы он пошел вместо тебя, сверх собственного жребия. Ее избранником оказался Симон Кананит (Зилот), видимо, ее родственник, в свое время пригласивший ее вместе с Иисусом на свою свадьбу в Кане  Галилейской (Ин. 2:1-11). Завершив проповедь в своем уделе (у бриттов) он пришел в удел Богородицы, где и  претерпел мученическую кончину.

  Об очень раннем появлении христианства в Иверии пишет св. Ириней Лионский (130-202гг.); о «громадном значении» этого свидетельства говорит М.Э.Поснов (2) .

  В начале 19в. преподобному Серафиму Саровскому в откровении дается напоминание о том, что «первый удел Богородицы на земле – Иверия» (второй – старый Афон, третий – Киево-Печерская лавра и четвертый – будущая Серафимо-Дивеевская  женская лавра).

  Что же это за страна – Иверия?

  Сейчас так называют Грузию, и  там существует предание, что Богородица, явившись во сне св. Нине, послала ее в Мцхету на проповедь (315-340 гг.), тем самым подтверждая, что Грузия – Ее удел. Впрочем, академик Марр (3) считал эту версию нереальной и доказывал, что св.Нина проповедывала в районе Кутаиса; во внутреннюю же Грузию христианство проникло позже через Армению. 

  Однако  в апостольские времена центральная и восточная Грузия входила в состав враждебного Риму Парфянского царства, и с любого апостола там немедленно содрали бы кожу как с римского лазутчика. Доступным для христианской проповеди было только побережье Черного моря, находившееся под контролем Рима. Во всяком случае, в таких оживленных торговых центрах, как Питиунт (Пицунда) и Себастополис (Сухум) стояли римские гарнизоны.

  Именно на эту страну (нынешнюю Абхазию) и выпал жребий Марии, здесь проповедывал Симон Кананит, место мученической кончины которого –  Анакопия  (Никопсия), нынешний Новый Афон. Здесь, у подножия Анакопийской (Иверской) горы на могиле Симона стоит старинный (много раз перестроенный) храм его имени. На вершине горы,  в часовне, поставленной русскими монахами в конце 19 в., в  алтарной апсиде  помещены вырезанные из окрестных пещер камни с древними рисунками и надписями. Особенно примечательны изображения рыб: тайный знак христиан 2 века. Есть все основания предполагать, что община, созданная апостолом Симоном, пережила эпоху римских гонений. Тот факт, что  на первом Вселенском Соборе в 325 г. принимал активное участие Питиунтский епископ,  свидетельствует о глубокой укорененности христианства в Абхазии к этому времени. 

  Сама гора издавна считается «горой Богородицы» и с ней связан ряд замечательных местных преданий. Например: «Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой». Еще: «под Иверской горой начинается подземный ход, который ведет прямо к Храмовой горе в Иерусалиме». Или вот такое пророчество: «приближается время, когда все истинное православие, которое останется на земле, соберется вокруг этой горы».

Тонкий намек на «удел Богородицы» содержится в  раннехристианской легенде о том, что голубь принес к изголовью «усопшей» Марии  оливковую веточку из «земного рая» (1). Но как доказывают авторы этой статьи в своей книге «Земля Адама» (4) библейский рай находился именно на территории  нынешней Абхазии. [Изложение этой гипотезы см. Наука и Религия, 1999, №1].(5)

  Наконец, еще одна неожиданная параллель. В энциклопедии «Мифы народов мира» (6) в статье «Абхазская мифология» известный историк и филолог Г.Дзидзария пишет нечто очень странное. По его словам, существует абхазское предание о том, что … «Бог происходит из семьи Хеция». Это утверждение становится совершенно абсурдным, если учесть, что абхазы издревле веруют в единого, невидимого и всемогущего Бога. Есть, конечно, пророки, ангелы и даже русалки, но Бог есть Бог… При чем тут Хеция?

  Мы спросили об этом у одного из современных представителей этого рода,  профессионального историка. Он улыбнулся и сказал: Дзидзария все перепутал, из нашего рода происходит не Бог, а … Богородица. 

  Час от часу не легче!  

  В связи со всем этим возникает вопрос: не скрывает ли предание о «метании жребия» какой-то намек на более глубокую и органичную связь Богородицы со своим земным уделом – Абхазией? 

  Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем небольшой экскурс в совсем другую эпоху – во времена … Геракла.

  Древнегреческий миф о Геракле содержит одну странную географическую «неувязку». В поисках «яблок Гесперид» герой проходит мимо «седого Кавказа», освобождает прикованного Прометея, через страну амазонок приходит в Киммерию (район Тамани), где с помощью Атланта обретает искомые яблоки. До сих пор мифологическая топография  вполне «логична», но вот назад он возвращается почему-то через … Египет!?

  Как сказали бы абхазцы: «где Кавказ и где Египет»?

  Многие комментаторы  ломали голову, пытаясь разрешить этот парадокс.

  Но есть одно удивительно простое и логичное решение.

  Дело в том, что самоназвание древнего Египта – «Мыср» (в Библии –  Мицраим). А в районе Пицунды есть священное абхазское урочище «Мысра» (Мюссера). Вот через какой «Египет» возвращался Геракл: каким путем пришел, таким и ушел! Так что произошел нередкий в исторических легендах «филологический казус»: предание о Геракле было записано тогда, когда в памяти осталось только название местности, а где она находится, уже забыли. Зато про другой Мыср – а именно Египет, знали все… Отсюда и «геркулесовы столбы» оказались не на Босфоре или Керченском проливе, а  на Гибралтаре, и  прилегающий к ним океан стал  называться «Атлантическим».

  И нам пришло в голову: если однажды такая географическая путаница произошла, не могло ли это повториться еще раз?

  Вот что говорит ангел, сразу после ухода волхвов явившись во сне Иосифу: «Возьми младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2:13). Если вспомним, как тогда назывался Египет, то получается, что ангел сказал: «беги в Мыср».

  А вдруг здесь опять имелся в виду абхазский Мыср? Тем более что никаких реальных признаков пребывания святого семейства в Египте нет: только цветистые восточные сказки. В повествовании Матфея нас всегда удивляло поведение волхвов: зная о злодейских намерениях Ирода, почему они просто не забрали святое семейство с собой? Может быть, в действительности так оно и было, и именно поэтому волхвы на обратном пути постарались избежать встречи с Иродом. Но чтобы в целях безопасности тщательно законспирировать этот факт, кто-то из близких пустил версию насчет «ангела» и «Египта». А потом ученики и сами поверили в эту легенду. 

  Если так, то приобретает решающее значение, откуда эти волхвы пришли.

У Матфея сказано: «С востока» (Мф. 2:1). И вот мы решили выяснить: а как это звучало на языке того времени: иврите (точнее, на близком к нему арамейском). Берем в руки современный обратный перевод Нового Завета с греческого на иврит и … испытываем настоящий шок!

  «Страна востока» звучит на иврите (и на арамейском) как «Эрец Мизрах»!!

Но это почти то же самое, что «страна Мыср». Причем толкование этого слова как «Египет» здесь исключается, потому что здесь оно означает именно «Восток», а Египет находится на юго-западе от Вифлеема.

  Тут все ставится на место, хотя и весьма неожиданным образом.

  Волхвы – это адамитские жрецы (4), которые получили пророчество о рождении Иисуса и пришли, чтобы спасти Его от опасности, забрать с собой в землю Адама и там приобщить к  древней мудрости. «Звезда», которую они увидели «на востоке» («ва-мизрах», т.е. у себя в Мысра) и которая привела их к месту рождения Иисуса (Мф. 2:9) – это могла быть одна из «Аных»: так именуются световые явления Божественной силы, и поныне широко распространенные в святых местах Абхазии.

  Святое семейство возвращается на родину после отстранения от власти в 7 гг. н.э. Архелая, наследника Ирода: «ибо умерли искавшие души младенца» (Мф. 2:20). Несомненно, что они сразу же по прибытии пришли на поклонение в Иерусалим. Если взять наиболее вероятную дату рождения Иисуса в 6 г. до н.э., то Ему в это время было 13 лет (Лк. 2:42), так что Он был уже совершеннолетним и вполне мог проповедывать в Храме (Лк. 2:46).

  Теперь вернемся к  загадочному преданию рода Хеция.

  Возможно, события разворачивались следующим образом.

  В самом Мысра святому семейству оставаться было небезопасно – рядом был крупный город Питиунт с римским гарнизоном, так что ищейки Ирода, верного слуги и союзника римлян, могли напасть на след. Тогда абхазские жрецы переправили семью в удаленное глухое селение, где выдали их за родственников семьи Хеция – чтобы не было лишних вопросов. Надо полагать, что абхазский язык они к тому времени уже выучили, или, может быть, евреи в те времена просто считались одним из абхазских родов. И лишь позже стало известно,  что это за «родственники». Так и родилось предание, что «Богородица – из рода Хеция»: ведь у абхазов приемное родство ставится выше кровного. Как раз за Иверской горой есть селение Анухва (Анхуа), что с абхазского можно перевести как «Удел Матери». Абхазские женщины рассказывали нам о нередких явлениях Богородицы Марии в этих местах. Ее  особая любовь к этому месту вполне естественна: здесь прошли годы Ее юности, здесь прошло детство и отрочество Иисуса. Волнующая мысль для того, кто иногда бродит по тропинкам этого селения…

   Если так, то становится понятным, почему в действительности эта земля стала  уделом Богородицы,  и почему Анакопийская гора считается Ее горой.

  Правда, для религиозного сознания остается загадкой, почему все это до сих сохранялось в такой глубокой тайне. Встает также вопрос, с какой целью тайна начинает приоткрываться именно теперь. С научной же точки зрения мы имеем дело лишь с правдоподобной гипотезой. Ключ к доказательствам –информация, которую хранят древние рисунки и надписи,  часть из которых была обнаружена на стенах многочисленных небольших пещер в этом районе. Но систематическим поиском и расшифровкой еще никто не занимался.

  Богородица до времени хранит тайну Своей земли.

Ссылки.

1. Сказания о земной жизни пресвятой Богородицы. М. 1990. 

2. М.Э.Поснов. История Христианской Церкви, Брюссель. 1964, стр.78.

3. Н.Я.Марр. Исторический очерк Грузинской Церкви, 1906 г. Газ. «Русская Мысль», 1996, №4118.

4. Л.Регельсон, И.Хварцкия. Земля Адама. Сухум, 1997.

5. Е.Лазарев, Л.Регельсон, И.Хварцкия. Мы крещены сынами Ноя. Наука и Религия, 1999, №1.

6. Мифы народов мира. Издание 1-е, 1980. Г. Дзидзария, ст. Абхазская мифология.

Журнал Наука и Религия №3, 2008 г. под названием  ГДЕ СПАСАЛОСЬ СВЯТОЕ  СЕМЕЙСТВО ?

Лев Регельсон, Игорь Хварцкия

Добавление на Рождество 2013 г.:

Возникает естественный вопрос о том, на каком языке Иисус говорил, живя в Абхазии?

Ясно, что говорить по арамейски Его научили Иосиф и Мария. Вопрос в том, на каком языке они общались с абхазским окружением? Решение может заключаться в том, что в Абхазии тогда было достаточно много евреев рассеяния. Само семейство Хеция вполне могло быть двуязычным – весьма вероятно, что они были еврейскими родственниками Святого Семейства. То есть предание о родстве с Марией может быть вполне обоснованным. Глубинная связь с еврейством в Абхазии сохраняется до сих пор. Например, члены семейства Лейба считают себя ассимилированными евреями из колена Левит. 


Источник: http://www.regels.org/Saint-Family.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *